Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В 2008 году Постановлением Кабинета Министров №1085 была утверждена Государственная программа внедрения цифрового телерадиовещания, которая предусматривала строительство двух мультиплексов за 4,3 млрд. гривен (на то время — 900 млн. долларов США). Именно за кураторство над этим фантастическим финансовым потоком и развернулась тогда жесткая борьба между различными ведомствами. За три года лидер этих гонок амбиций чиновников так и не был определен, а страна не сделала ни одного шага на пути развития цифрового телевидения. Окончательно стало понятным очевидное — государство не имеет ни средств, ни желания заниматься этим вопросом. В то же время до перехода на цифровое вещание оставалось всего четыре года, и необходимо было предпринимать решительные, а главное продуктивные шаги. Именно таким шагом и стало решение Нацсовета о привлечении частного капитала к решению этого общенационального вопроса. Национальный совет публично предложил всем юридическим лицам предоставить свои предложения по развитию цифровой сети. Результат общеизвестен — лицензию получила компания "Зеонбуд", которая и построила в течение года сеть цифрового вещания в составе четырех мультиплексов. Право на вещание своих программ в сети Нацсовет предоставил 128 телекомпаниям, из которых 28 — общенациональные. Был предусмотрен бесплатный просмотр всех программ, и в течение 2011-14 годов к сети подключилось, по оценкам экспертов, более 11 миллионов телезрителей.
С учетом вышеуказанного, правительство Арсения Яценюка приняло в ноябре 2014 года решение о прекращении действия Постановления № 1085, как такового, что утратило актуальность.
И вот сейчас Нацсовет фактически пытается реанимировать устаревшие правительственные документы. Что стоит за этим шагом регулятора? Ведь члены Нацсовета не могут не понимать, что большинство предложенных ими шагов имеет исключительно декларативно-формальный характер и не может ускорить переход Украины на цифровой формат вещания, даже наоборот, они отвлекают внимание государства и отрасли от действительно значимых вопросов.
Например, Нацсовет предлагает — "Осуществить подготовку и переподготовку специалистов в области цифрового телерадиовещания". Текст этого предложения регулятор взял из аннулированной Кабмином Государственной программы, но ведь есть разница между 2008 годом, когда принималась эта программа, и второй половиной 2015 года, когда уже прошел даже официальный срок на переход к "цифре".
Еще одно аналогичное бесперспективное мероприятие – "Подготовить и предоставить на рассмотрение КМУ предложения относительно поддержки национального производства абонентского приемного оборудования для цифрового эфирного телерадиовещания". Это предложение также из Госпрограммы, но такое мероприятие имело смысл семь лет назад. Ведь временной промежуток между "предоставить предложения" и производством ежемесячно 50 тысяч абонентских приемников по меньшей мере 1,5 – 2 года. Если все это вообще имеет теперь экономический смысл.
Очень сомнительной является и идея вернуться к установке систем коллективного эфирного приема в жилых домах. Осталось только дополнить это предложение от Нацсовета требованием реанимировать "Бытрадиотехнику" советских времен с ее "ненавязчивым" сервисом.
Из анализа проекта мероприятий от Нацсовета очевидно также, что регулятор не горит желанием быть ответственным лидером предложенного процесса. Из 29 пунктов мероприятий Нацсовет только в трех из них предлагает себя в качестве главного исполнителя, тем более, что два мероприятия вообще имеют чисто формальный характер. Так, обязанность регулятора вносить изменения в План развития национального телерадиоинформационного пространства уже предусмотрена законом "О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания". Второе мероприятие — внесение изменений в Методику расчета размера лицензионного сбора, не имеет отношения к вопросу перехода на цифровое вещание.
В то же время, ведомствам исполнительной власти Нацсовет предполагает грандиозные задачи. Например, Госспецсвязь должна, не меньше и не больше, "обеспечить покрытие территории страны сигналом цифрового телерадиовещания". Как? За счет каких средств? И почему именно Госспецсвязь? Ведь в законе "О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины" в статусе и основных задачах этой службы нет ни одного пункта о телерадиовещании.
Кстати, Госспецсвязи не "подфартило" больше всех — Нацсовет предлагает ей не только обеспечить покрытие, а еще и произвести измерения зон покрытия. Тогда как специалисты отмечают, что выполнение таких измерений будет стоить как минимум 70 миллионов гривен бюджетных средств и 1,5 года работ.
Министерству информационной политики предлагается провести социологические исследования и разработать план мероприятий по информированию населения и т.п. То есть Национальная рада с 2014 года заблокировала своими решениями любую работу по информированию населения по вопросам перехода на цифровое вещание, в течение 8 месяцев не удосужилась организовать производство ни одного информационного ролика, а теперь предлагает другому ведомству разработать план мероприятий.
Учитывая все вышесказанное, большинство отраслевых экспертов считают, что целью такой активности Нацсовета с мерами является не переживание за переход страны на цифровое вещание, а банальное желание переложить ответственность на Кабинет министров за срыв международных обязательств Украины по соглашению "Женева – 2006" и потерю в дальнейшем значительной части телерадиоинформационного пространства страны.
Целый год Нацсовет был единоличным куратором процесса перехода страны на цифровой формат вещания. На свое усмотрение регулятор фактически дискредитировал этот процесс: выносил предупреждения, приостановил информирования населения, публично призывал к финансовому бойкоту проекта, разрушил отлаженную систему обеспечения населения цифровыми приемниками.
Видимо, Нацсовет считал, что все это должно привести к активизации рынка и увеличению количества телезрителей, которые перешли на цифровое вещание, но все предсказуемо произошло наоборот. Поэтому и встал вопрос, как избежать публичной и административной ответственности за ошибочную стратегию. А поскольку сейчас стало уже традицией перекладывать ответственность за все ошибки на Кабинет министров, то выход из затруднительной ситуации был очевидным. Достаточно разработать как можно больше мероприятий, определить исполнителями другие ведомства и провести мероприятия постановлением Кабмина.
В связи с тем, что предложенные Нацсоветом меры не имеют целью ускорения перехода страны на цифровое вещание, возникает вопрос — а что же действительно необходимо делать, чтобы решить эту важную проблему?
По этому поводу очень правильно ответила Ильхам Газе, глава подразделения языковых служб Международного союза электросвязи, в интервью одному из украинских СМИ в июне текущего года. Она сказала, что Украина сделала главное — уже работает современная цифровая сеть, поэтому залогом дальнейшего успеха есть две составляющие – качественный контент и информирование населения.
То есть, необходимо предоставить населению хорошее предложение и информацию о ней. Именно на этих составляющих и желательно сконцентрировать конкретную работу национального регулятора в области телевидения.
Новости партнеров
Новости