Яценюку запретили обходить министров
Украинцам не впервой отменять через суд распоряжения Кабмина и других органов власти
Однако едва ли не впервые это происходит из-за склок и дрязг внутри самого правительства и парламентской "демократической" коалиции, пишут Экономические известия. Вначале июня Окружной админсуд Киева признал, что Кабмин неправомерно назначил временно исполняющим обязанности главы Госслужбы геологии и недр Николая Бояркина, кандидатура которого не была согласована с министром экологии и природных ресурсов. 30 июля дело будет рассматриваться в апелляции, поскольку Кабмин считает свое решение правомерным.
Испытывая терпение
23 января 2015 года правительство приняло, на первый взгляд, стандартное кадровое решение: на вакантную на тот момент должность главы Госслужбы геологии и недропользования, которая, кроме прочего, распределяет лицензии на добычу полезных ископаемых, был назначен "временно исполняющий обязанности". Согласно распоряжению 43-р, им стал Николай Бояркин, директор департамента информационно-аналитической работы и работы с персоналом. Решение Кабмина тут же было обжаловано общественными организациями (дело в Едином реестре судебных решений можно найти по номеру №826/2073/15). Судьи усмотрели в нем непрозрачность работы правительства и грубое нарушение регламента и других норм законодательства.
В частности, согласно иску, поданному общественниками в Окружной админсуд Киева, Кабмин допустил сразу несколько нарушений. Во-первых, временно исполняющий обязанности не может замещать руководителя на вакантной должности. Другими словами, врио можно назначить только тогда, когда реальный глава есть и он "вот-вот вернется": с больничного, из командировки и т. д. Сложно представить, что клерки в Кабмине не знают этого и пропустили "сырой" документ через бюрократическую машину.
Во-вторых, свои действия в Кабмине не посчитали нужным согласовать с профильным министерством, через которое координируется и направляется вся деятельность Госгеонедр — Министерством экологии и природных ресурсов. То есть это не просто было не представление министра, как того требуют нормы регламента и законодательство. О новом назначении министр вообще узнал едва ли на заседании правительства. И это при том, что, согласно материалам судебного разбирательства, до этого, 4 декабря 2014 года и 15 января 2015 года, глава министерства делал необходимые представления на человека, которого он считает нужным назначить на должность руководителя Госслужбы. А относительно Бояркина было письмо с прямым указанием на недопустимость его назначения. Именно эти аргументы привели общественники, требуя отменить распоряжение 43-р и обязать Кабмин рассмотреть кандидатуры, внесенные ранее министром.
Окружной админсуд Киева в лице коллегии судей Игоря Ищука, Игоря Погрибниченко и Виктора Шулежко проделал большую работу, чтобы разложить по полочкам все аргументы сторон. Однако ключевой вывод однозначный: распоряжение 43-р подлежит отмене. Почему суд так решил? Дело в том, что, согласно законодательству — да собственно и согласно здравому смыслу — кадровые назначения по вертикали министерства должны происходить по представлению и согласованию с профильным министром. Иначе он просто не сможет отвечать за работу подконтрольных и подотчетных ему органов. Мало того, что премьер Арсений Яценюк проигнорировал письма министра, он еще и внес вопрос о врио Бояркине "с голоса" — то есть без аналитической подготовки, сверки в Минюсте и т. д.
Борцы за стабильность
Законодательство позволяет отходить от обозначенной в регламенте процедуры только в случае "острой общественной необходимости". Не разъясняя, впрочем, что это за острая необходимость.
Кабмин в ходе судебных слушаний ухватился как раз за этот аргумент: не хотели прерывать работу службы, без руководителя документы "простаивали", лицензии не выдавались. Суд скептически отнесся к таким доводам: у правительства уже было на руках представление на других людей и протест против конкретного кадрового назначения. А значит о какой-то особой "срочности" в этом назначении говорить не приходится. Более того, никакой аргументации, почему решение вносилось с голоса без должной подготовки, не было. Именно поэтому иск был удовлетворен. Правда, частично: суд не может обязать правительство рассмотреть ту или иную кандидатуру на вакантную должность, поскольку тогда это будет подмена одной ветви власти другой.
Вполне возможно, что фигура Николая Бояркина действительно является временной. И его действительно назначили до появления более достойных кандидатур, возможно даже по принципу политического разделения ролей в коалиции. Или может Кабмину сегодня выгодно безвременье, чтобы иметь возможность ловить рыбку в мутной воде, раздавая лицензии на добычу полезных ископаемых? В любом случае Арсений Яценюк видимо решил, что кадровые назначения в обход публичности и с грубейшим нарушением регламента — это "лучшее", что можно сделать для контроля расстановки необходимых кадров на места.
Какие решения будут приняты таким образом на ближайшем заседании правительства? Возможно, это будут изменения в структуре министерств или выставление на продажу предприятий без предварительного согласования с профильным министром? Если дальнейшие судебные инстанции не подтвердят решение Окружного админсуда Киева о порочности такой практики, то страну может захлестнуть очередная волна непотизма и разбалансирования вертикали исполнительной власти. На ключевых постах будут появляться люди, с которыми не смогут совладать их непосредственные руководители. Это будет приводить к саботажу не только глобальных реформ, а и элементарных бюрократических процедур. А это уже тормоз для развития экономики и общества в целом.
Существующая сегодня система сдержек и противовесов тем и ценна, что позволяет хотя бы через суд образумить "замечтавшихся" о всевластии политиков и чиновников, которые нарушают права граждан. Судья Наталья Троян, которая возглавит коллегию в Киевском апелляционном админсуде, уже наверняка изучила материалы дела. Осталось принять верное решение, которое хотя бы частично разрушит непрозрачную схему расстановки "своих людей" на ключевые посты в стране по личному распоряжению премьер-министра.