Украинские фармацевты жалуются на дискриминацию со стороны правительства
Украинских производителей не допустили к участию в тендере закупок для государственных программ
Минздрав Украины и Программа развития ООН (ПРООН) в Украине заключили договор, который дает возможность уже в 2015 году закупить лекарственные средства и изделия медицинского назначения для реализации государственных программ через открытый и прозрачный механизм международных закупок, пишут "Вести".
Увы, украинских производителей не допустили к участию в тендере.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили коммерческого директора "Борщаговского химико-фармацевтического завода" Евгения Сову.
- Мы все устали от пустых обещаний нашего правительства, поэтому, с одной стороны, подписание этого договора (я бы сказал, выгрызенного зубами) – это все-таки, некоторая конкретика. Слава Богу, что наши детки, онкобольные и все, кто нуждается, получат нужные качественные лекарства в полном объеме, вовремя и недорого. Но, с другой стороны, я испытываю жгучий стыд и объясню почему.
Когда после войны создавали ООН, следом за этим ВОЗ, ЮНИСЕФ, то цель этих организаций была общественно-гуманитарная. Они активно включались, когда где-то в мире происходила беда: эпидемии заболеваний, смертельный голод в Африке, вспышки особо опасных инфекций, землетрясения, цунами и т.д. И вот сейчас их участие понадобилось Украине. Но, что у нас произошло? Наводнение или цунами? Слава Богу, нет! Но у нас другая беда - при закупке лекарств небольшая группа небедных украинцев ворует деньги у всех остальных. Это можно сравнить с цунами в Шри-Ланке, где пострадало 200 тыс. человек?! Нет, конечно, но мы не можем сами справиться с этой группкой и обращаемся в ВОЗ, как будто у нас в стране произошла какая-то катастрофа! Да просто в Украине, среди 45-милионного населения, не нашлось 5-6-х умных, честных, порядочных. И, если ЭТО не позор, тогда я не знаю, что…
Какие государственные программы курирует данный договор?
- ПРООН планирует закупить лекарственные средства и изделия медицинского назначения для лечения и диагностики туберкулеза, ВИЧ-инфекции, лечения детей, больных гемофилией типов А или В, болезнью Виллебранда, лечения детей, больных хроническим вирусным гепатитом В и С, лечения вирусного гепатита В и С и лечения детей с орфанными заболеваниями.
Какова общая сумма этих международных закупок?
- Наше государство выделило 2 млрд. грн. Парадоксально, что в условиях, по которым будут производиться закупки, полностью исключено участие в них украинского производителя! А ведь государство собирает налоги, которые формируются, в том числе, из отчислений фармкомпаний (в т.ч., и нашего предприятия). Крупнейшие фармпроизводители относятся к офису крупных налогоплательщиков. Всего нас около 200-300. Здесь, конечно, и те деньги, которые обычные граждане Украины отчисляют из своих зарплат. Сегодня эти 2 млрд украинских денег были переданы ПРООН.
Какую часть из запланированных препаратов могли бы обеспечить украинские фармпроизводители?
- Наша ассоциация фармацевтов посчитала, что 36% тех препаратов, которые планируются закупать, производят и наши украинские фармкомпании. Это примрно 700 млн., которые можно потратить здесь в стране. Да, есть препараты, которые в Украине никто не производит. Но что касается того же туберкулеза, "Борщаговский химфарм завод", например, много лет выпускает первый ряд, а это четыре препарата, для лечения этого заболевания. Они зарегистрированы в Украине в двух формах выпуска. Есть форма выпуска в привычной для покупателя упаковке и есть этот же препарат в банке, где тысяча таблеток. Эта тысяча таблеток, во-первых, дешевле, а во-вторых, это как раз для госпитальных продаж, то есть тендерных закупок. Кроме того, вот уже несколько лет у нас есть такое понятие как регистрация цены: фармпроизводители в обязательном порядке должны зарегистрировать свою цену в Минздраве. Это открытая процедура, есть сайт, на котором все это можно увидеть. Там мы регистрируем цены для государственных закупок, то есть эти цены имеют значение при закупке за любые бюджетные деньги: будь то маленькая межрайонная, районная больница, крупный госпиталь, или Минздрав – они не имеют право закупать дороже, чем зарегистрировано на этом сайте. На сегодня там зарегистрированы все наши препараты, в том числе и противотуберкулезные. Именно те, которые попали в закупку иностранных организаций.
Известны ли цены, по которым ПРООН хочет закупать лекарственные средства?
- Я надеюсь, что это станет известно. Этого нужно будет требовать, поскольку сегодня все тендеры проходят по-прежнему без оглашения цен. Есть общие суммы, которые государство потратило, но списка конкретных цен за конкретные препараты нет. Это не публикуется. Видимо, это государственная тайна. Если по этому договору будет куплено дешевле – нет претензий, молодцы! Там действительно могут быть очень хорошие цены. И в Украину могут зайти противотуберкулезные препараты дешевле, чем предлагают отечественные производители! Я буду только рад! Но дешевле, чем предлагаем мы, никогда не было. Государство всегда закупало дороже на те 30-40%, которые нужно было отдать в виде наличного платежа каким-то людям. А если цена будет одинаковая, тогда возникает вопрос: почему нам не позвонили участвовать в тендере? У нас даже никто не спросил – можем ли мы поставить нужные препараты и по каким ценам. Это никому не нужно!
Многие украинские производители, в том числе и ваше предприятие давно работают, согласно международным стандартам качества (GMP). В чем же причина того, что нашим производителям включен красный свет?
- Украинские производители не проходят по требованиям ВОЗ, поскольку не прошли так называемую предквалификацию. Эта процедура позволяет не покупать некачественный продукт, что обеспечивает безопасность в этой части сделки. Поэтому на все заводы, которые работают с этими организациями, перед возможной закупкой, приезжают специалисты, которые хорошо разбираются в GMP-сертификации, досье на препарат и т.д.. Фактически, это инспекция, которая не несет карательной функции, но разрешает доступ к тому, чтобы у вас покупали товар. Это сложная процедура, которая занимает очень много времени (полгода или даже год). Мы можем подать свои документы, например, в Женеву (в штаб-квартиру ВОЗ), там их рассмотрят, наше предложение попадет в тендерный состав, и мы имеем все шансы выиграть. В данном случае, нас туда не принимают. А реалии таковы: за бюджетные деньги будут куплены и ввезены в страну препараты, предназначенные для наших соотечественников, но, и при всем этом, отечественным производителям отказано. Я рассматриваю это не как злой умысел (возможно, хотели как лучше), а как безграмотность.
Были ли какие-то попытки у ассоциации фармацевтов решить данную проблему?
- Мы обратились в Минздрав, написали письмо правительству. Готовим предложения в АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) о законных правах на участие в тендерах отечественных производителей фармацевтической продукции. Но в никоем случае нельзя допустить такое развитие событий, при котором могут остановиться торги и в результате - многие пациенты так и не дождутся жизненно важных лекарств. Поэтому я считаю, закупки проводить стоит. Пусть сначала люди, которые нуждаются в этих лекарствах, наконец-то их получат.