В Киеве всерьез задумались о проблеме недостроев
Директор департамента продаж государственной стройкорпорации «Укрбуд» Оксана Голобородько рассказала, почему остаются недострои, как правильно консервировать строительство и как скандалы вокруг строек влияют на стоимость квадратного метра
Сейчас в Киеве насчитывается около 200 проблемных объектов жилищного строительства, введение в эксплуатацию которых под большим вопросом. Об этом заявил глава Ассоциации инвесторов жилья, член комиссии Киевсовета по вопросам архитектуры, градостроительства и землепользования Олег Петровец. По его словам, из них: 53% — официально неидентифицированное жилье, 18% — замороженное строительство, 15% — жилье, которое уже построено, 14% — жилье в процессе строительства. Как можно решить проблему столичных недостроев и главное, кто этим должен заниматься, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала директор департамента продаж государственной строительной корпорации "Укрбуд" Оксана Голобородько.
Недострои остаются после финансовых пирамид, которые "кидают" своих инвесторов, или же нет?
— По официальной статистике, сейчас в Киеве около 200 недостроев, и бытует мнение, что практически все из них были остановлены или получили статус недостроев именно потому, что за строительство данных комплексов или освоение данных участков брались мошенники. Многие из тех недостроев, которые у нас есть на сегодняшнее время, получились или организовались в связи с тем, что строительные компании не рассчитали свои финансовые ресурсы, трудовые ресурсы или юридическую составляющую данного вопроса.
Почему такой несерьезный подход какой-то?
— Сейчас экономическая ситуация в стране и очень большие корреляции цен на рынке недвижимости в сторону её понижения, они дают свой отпечаток для существования и для работы строительных компаний. Посему можно сделать вывод, что мошенники, которые работали ранее на рынке Украины, они уже исчерпали себя, и люди более внимательно относятся к вложению денежных средств. Когда люди приходят к нам в компанию, они достаточно планомерно изучают все разрешительные документы, те договора, которые они подписывают, обязательно мониторят историю компании, сколько она существует.
Насколько можно законсервировать недострой?
— Все зависит от того, какие применяются технологии при строительстве. Монолитные конструкции можно законсервировать достаточно надолго, если действительно законсервировать, а не бросить на произвол природы. Мы несколько комплексов брали под свое крыло и с существующими инвесторами, нам приходилось делать и строительные экспертизы этих объектов обязательно, прежде всего, если там уже было что-либо построено. Приходилось устранять проблемные вопросы, возникшие за период, пока стройка стояла, нам приходилось демонтировать некоторые конструкции, испытывать те конструкции, которые остались.
Если просто бросают стройку, не консервируют её, в будущем достроить нельзя? Нужно разрушить и построить заново?
— Все должна подтвердить экспертиза, строительная экспертиза данного комплекса, строительство которого уже было начато. Экспертиза проводится при помощи экспертов корпорации, безусловно, при помощи ГАСК, государственной структуры, которая выдает разрешительные документы.
Сколько времени может занимать экспертиза?
— Нет определенного временного режима, все зависит от сложности объекта, от его проектных характеристик.
Насколько распространена ситуация, когда столичная компания берется за чужой недострой, и много ли кругов ада нужно пройти компании, чтобы возобновить строительство этого недостроя?
— Наша компания, пожалуй, единственная компания, которая имеет в своем пакете уже четыре завершенных проекта, достаточно серьезных и знаковых для нас и для тех инвесторов, которые вложили в эти объекты десять лет назад и переживали, что лишились своей собственности, смотрели на руины, которые никем не были по обещанному плану достроены. Мы зашли на строительный рынок именно с такого проекта — это был жилой комплекс "Лисовый" в Конча-Заспе. Там проводили экспертизу, нужно было демонтировать верхние этажи, которые уже подверглись природным явлениям. Начинали с мониторинга документов, какие документы были выделены, насколько они в актуальном состоянии — это и земельные, и проектные документы.
Это работа для юристов?
— И юристы, и архитекторы, и финансисты обязательно, потому что нужно определять, какое количество инвесторов пострадало от того, что этот комплекс был недостроен, и сколько финансовых средств было уже освоено, сколько было вложено, сколько ушло неизвестно куда, просчитать по сегодняшней себестоимости, сколько нужно будет вложить в переделку проекта.
А как быть инвесторам, которые вложили деньги и оказались с недостроем? За ними сохраняются все условия?
— В этом случае нам пришлось быть волшебниками. То есть, удовлетворить те интересы, которые были у наших предыдущих инвесторов, полностью предоставить им те по объему квадратные метры, возможно, уговорив их переселиться на другой этаж или предоставив альтернативу даже, может быть, с какими-то преференциями, чтобы они пошли навстречу. В каждом комплексе порядка 50-70 инвесторов, с каждым приходилось проводить не один час, чтобы убедить, предложить, удовлетворить и так далее.
Активны ли покупатели в столице сегодня?
— Сейчас нет такой активности, какая была два года назад, до возникновения в нашей стране АТО, до экономического спада, повышения тарифов. Ситуация, безусловно, изменилась. Но у нашей компании есть постоянные клиенты, есть постоянный спрос, поскольку мы предлагаем качественный продукт по приемлемой на сегодняшний день, взвешенной цене на рынке.
Влияют ли скандалы вокруг стройки в последующем на процесс строительства или на стоимость квадратных метров?
— Каждая компания пытается отстоять свои законные права, имея в своем портфеле весь пакет законных документов на данный вид строительства. Никто не захочет отказаться от проекта, в который для проектирования уже вложено огромное количество денег, для продвижения данного продукта вложены деньги, посему, безусловно, каждая компания законным путем — во всяком случае, наша компания законным путем — переговорами с общественностью, какими-то разъяснениями, шагам навстречу, с помощью диалога мы пытаемся убедить, решить и дать людям, которые инвестируют в строительство, свои квартиры, строителям — заработать.