Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Кейс и в самом деле – просто находка для законодателей, практикующих юристов и студентов-правоведов, пишет Голос.ua.
Хоть в учебник его вставляй. В нем есть все – вполне понятные проблемы, их источник, зафиксированные со всей тщательностью обстоятельства дела. Одного только нет – ясной и решительной реакции украинской правовой системы на нарушения прав детей. Если посмотреть на ход событий, станет со всей отчетливостью видно, что украинское законодательство и правовая система с трудом выполняют свои функции даже в том случае, если права детей помогает защищать очень квалифицированная и мощная команда юристов. Страшно представить, если бы такой юридической поддержки не оказалось бы под рукой.
В 2006 и 2012 у четы Галбмиллион родилось двое сыновей – Давид (старший) и Марк (младший). Как свидетельствуют материалы дел, их мать — Ольга Галбмиллион (Бахталовская), не рвалась исполнять свой материнский долг перед малолетними детьми. Клубы, алкоголь, моральное и физическое давление на детей, игнорирование их потребностей в родительском уходе – все это имелось в ужасающем объеме, судя по материалам дел. В конце концов отцу детей стало ясно, что защитить интересы сыновей можно только путем развода и получения права на проживание детей с ним. Дальше – все по закону: заявление в суд о разводе и просьба оставить детей с отцу.
Вышгородский районный суд Киевской области принял решение от 23 июля 2013 года о разводе и признании мирового соглашения между супругами Галбмиллион, в соответствии с которым оба сына остаются проживать вместе с отцом, а Ольге Галбмиллион(Бахталовской) остаются недвижимое имущество — четырехкомнатная квартира в Вышгороде и помещения, в которых расположен подаренный ей ранее мужем ювелирный салон "Дайамонд Бутик", а также автомобиль Mercedes ML 350 и другое движимое имущество.
И вроде бы все должно было закончиться примерно так, как это происходит тогда, когда дети остаются жить с отцом – общение их с матерью в удобное для обеих сторон время, поддержание ровных, неконфликтных отношений ради того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и защищенно.
Но, к сожалению, действия Ольги Галбмиллион(Бахталовской) не позволили этим ожиданиям реализоваться – она вела себя с детьми грубо, позволяла себе нецензурную ругань даже публичных местах (данные из протокола заседания опекунского совета и выводах, предоставленных Вышгородским РО УМВД Украины в Киевской области). Кстати, это имело довольно серьезные последствия – опекунский совет рекомендовал родителям посетить вместе с ребенком психолога. В итоге решением опекунского совета от 12 декабря 2014 года были установлены часы общения Ольги Галбмиллион(Бахталовской) с ее малолетними детьми, которые в соответствии с мировым соглашением остались проживать с их отцом.
Однако на этом проблема не была исчерпана – в течение 2015 года несколько раз и сам отец малолетних детей, и няни, которые были наняты им для круглосуточного присмотра на случай отсутствия отца ввиду возможных служебных командировок, обращались в органы внутренних дел по поводу нарушений Ольгой Галбмиллион (Бахталовской) порядка участия в воспитании детей (в частности – часов общения с детьми). Ольга вела себя с детьми грубо, оказывала психологическое давление, а на просьбы сотрудников МВД дать пояснения происходящему отвечала категорическим отказом. Детские психологи, которые работали со старшим сыном – Давидом, неоднократно делали заключения, что в общении с матерью ребенок подвергался не только психологическому, но и физическому насилию с ее стороны. По результатам расследований сотрудниками органов МВД Украины неоднократно составлялись административные протоколы, а также выводы с рекомендациями повторно обратиться в суд за урегулированием вопроса об участии Ольги Галбмиллион(Бахталовской) в воспитании детей.
Например, сентябре 2015 года отец детей был вынужден вновь обратиться в органы внутренних дел с заявлением о нарушении Ольгой Галбмиллион(Бахталовской) порядка встреч с детьми и грубым обращением ее со старшим сыном Давидом. Как следует из результатов проверки, проведенной Святошинским РУ ГУМВД Украины в г. Киеве, Ольга приехала 1 сентября 2015 года в школу пообщаться со старшим сыном – и это общение оказало настолько негативное влияние на состояние ребенка, что отцу пришлось обратиться по этому поводу к психологу и неврологу. По результатам проверки было рекомендовано повторно обратиться в суд для определения участия Ольги Галбмиллион(Бахталовской) в воспитании детей, учтя рекомендации детского психолога.
Такая гипертрофированная активность Ольги Галбмиллион (Бахталовской), возможно, вызвала бы удивление – ну, в самом деле, зачем создавать заведомо конфликтную ситуацию, если желаешь сохранить с детьми родительские отношения? Но все становится куда понятнее, если учесть попытки вымогательства Ольгой Галбмиллион(Бахталовской) денег у ее бывшего мужа – 2 июня 2015 года прокуратура Вышгородского района Киевской области внесла соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований. При этом действия Ольги были классифицированы как имеющие признаки, предусмотренные ч. 1 ст. 189 УК Украины(вымогательство передачи чужого имущества или права на имущество или совершения каких-либо действий имущественного характера с угрозой насилия над потерпевшим или его близкими родственниками). В рамках данного расследования Ольга Галбмиллион(Бахталовская) дать какие-то пояснения по поводу происходящего отказалась.
Несколько обращений к психологам, в том числе – в Центр психологической экспертизы и психодиагностики, показали, что общение с матерью наносит Марку и Давиду ущерб, так как сопровождается проявлениями агрессии, а также психологического и физического давления со стороны их матери — Ольги Галбмиллион(Бахталовской).
Дело дошло до того, что 20 октября Соломенский районный суд г. Киева вынес решение о виновности Ольги Галбмиллион(Бахталовской) в правонарушении, предусмотренном ч.1 ст 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях – "Невиконання батьками або особами, що їх замінюють, обов’язків щодо виховання дітей". 3 декабря 2015 года Апелляционный суд г. Киева это решение оставил в силе.
В конце концов отец детей был вынужден обратиться в суд с иском лишении Ольги Галбмиллион (Бахталовской) родительских прав в отношении Марка и Давида Галбмиллион. 20 ноября 2015 года Соломенский районный суд г.Киева вынес решение, которым лишил Ольгу Галбмиллион(Бахталовскую) родительских прав в отношении обоих сыновей. При этом суд ссылался на факты негативного и жестокого обращения с детьми, а также зафиксированные правоохранительными органами и органами опеки факты ненадлежащего выполнения матерью ее родительских обязанностей в отношении детей.
Постановлением Апелляционного суда г. Киева от 24 декабря 2015 апелляционная жалоба Ольги Галбмиллион(Бахталовской) была оставлена без удовлетворения, а решение Соломенского районного суда от 20 ноября 2015 года — без изменений. По поводу этого решения подана кассационная жалоба – информация о ней появилась в Едином реестре судебных решений 21 июня 2016 года. И это несмотря на то, что в январе 2016 от Ольги Галбмиллион(Бахталовской) в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел поступило заявление об отказе от ее кассационной жалобы на решение Соломенского районного суда от 20 ноября 2015 года. В общем, судя по всему, еще все-таки будет рассмотрена кассационная жалоба, хотя январское заявление об отказе от такой жалобы свидетельствует об отсутствии у нее заинтересованности в дальнейшем ее участии в жизни детей.
Ход дел явно свидетельствует о том, что правоохранительные органы просто не имеют достаточных полномочий, чтобы обеспечить немедленное прекращение правонарушений – это видно по многочисленным практически однотипным обращениям отца мальчиков в эти органы. Очередное обращение в связи с агрессивными действиями Ольги Галбмиллион(Бахталовской), реакция правоохранительных органов, предложение обратиться в суд, но отсутствие действий, обеспечивающих изоляцию агрессивно ведущего себя родителя от малолетних детей – такая последовательность повторялась не раз и даже не два. Реально агрессия матери в отношении детей продолжается с середины 2014 года – то есть два года подряд. И только активные действия отца в сугубо правовом поле хоть как-то ограничили негативное влияние матери на малолетних детей. Органы опеки действовали в рамках своих полномочий, принимали правильные решения. Но они не могли гарантировать их исполнения – по той же причине: нет полномочий.
В общем, дело сыновей Галбмиллион должно стать примером защиты интересов детей, должно инициировать изменения украинского законодательства. Иначе к чему все эти разговоры о праве на счастливое детство.
Новости партнеров
Новости