"3+5" — простая арифметика стратегии развития АПК
Есть притча о мужчине, обладавшего удивительной особенностью. Ему в руки яблоки падали сами. Проходил мимо дерево, выставлял ладонь — и яблоко летело с ветки в руку. Всем любознательным он рассказывал, что это такая сила желания. Захотеть яблока и силой мысли получить его в руке
Я стал третьим министром агрополитики после Революции достоинства. Именно такой отсчет чиновников в качестве рубикона ставит своей власти общество, прошедшее сквозь сито неизбежных модификаций, пишет в своем материале для "Зеркало недели" министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой.
К каждому преемнику теперь больше требований и меньше снисходительных ожиданий — время для действия ограничено.
Цель, с которой я пришел в министерство, — провести реальные реформы, а не создавать их видимость. Именно поэтому наша стратегия в ближайшие месяцы этого года будет официально утверждена и станет первым с момента обновления власти официальным документом, определяющим план развития отрасли на ближайшие годы. Разрабатывавшаяся до этого большая стратегия была принята только к сведению профильным парламентским комитетом и в дальнейшем отредактирована вместе с экспертами, чтобы акцентировать основные цели развития отрасли. Как отмечалось выше, мы планируем утвердить ее в Верховной Раде уже этой осенью. Важно подчеркнуть, что эту стратегию поддержали и одобрили основные европейские структуры, готовые финансово помогать осуществлять реформы. Мы ведем постоянный диалог с руководителем группы поддержки реформ в Украине при Еврокомиссии Николя Верле. Вместе с европейцами месяц назад запустили офис реформ. Стали первым министерством, сделавшим это: десять рабочих групп, которые будут продвигать реформы в агросекторе.
Моя стратегия называется "3+5". И имеет три основных приоритета — это реформа системы господдержки с акцентом на мелких фермеров, завершение земельной реформы и реформа государственных предприятий. А также пять главных направлений — развитие рынков сбыта, органическое производство и нишевые культуры, развитие сельских территорий, орошение и безопасность пищевой продукции. Замечу, что выбор таких акцентов и приоритетов базировался на глубоком анализе ситуации, сложившейся на рынке, изучении предложений и стратегических документов, предварительно наработанных широким кругом международных экспертов и организаций, участников аграрного рынка, научного сообщества.
Государственная поддержка
То, что больше всего беспокоит всех производителей, — государственная поддержка сельскохозяйственного производства. Наша общая задача — в условиях ограниченного финансирования применять наиболее эффективные механизмы в тех отраслях и по тем направлениям, которые смогут обеспечить наибольший эффект для аграрной и не только экономики. Моя позиция была следующей — выделение 1% от объема производства сельскохозяйственной продукции в поддержку малых и средних производителей. На прошлой неделе Кабмин поддержал мое предложение. По нашим расчетам, это может быть 5,5 млрд грн. В то время как на этот год было заложено только 350 млн грн. И это при том, что именно аграрная отрасль наполняет 10% общей сметы. Но я хочу пойти еще дальше и зацементировать однопроцентную поддержку в Бюджетном кодексе. Это станет не только декларацией, не только решением одного срока. Это должно стать аксиомой ежегодного планирования бюджета. И здесь я буду апеллировать к депутатам и общественности. Важно, чтобы они тоже поддержали этот существенный для украинского АПК процесс.
Если говорить о первоочередном реципиенте поддержки, то уже сегодня мы видим проблемные секторы и отрасли — это животноводство, садоводство и виноградарство, а также перерабатывающая промышленность. Будет минимизировано вмешательство чиновников в механизмы распределения средств. Это будут прозрачные решения. Уже сейчас мы разработали следующие четыре механизма:
— бесконтактность: решение о (не)соответствии реципиента критериям принимают лица без личного контакта с заявителем; коллегиальное решение (принцип "четырех глаз");
— публичность: информирование общества о назначении и реципиентах помощи, превышающей установленный уровень (например свыше 25 тыс. грн); открытый реестр реципиентов; — подконтрольность: выездные проверки не менее 5% реципиентов, в случае отсутствия о них информации в базах данных (кадастре, реестрах расписок, залогов и т.п.)
— не менее 15%; — адекватность наказания: штрафы, взыскания, лишение права на помощь.
Мне приходилось слышать в профильных кругах замечания относительно суммы прямых дотаций в рамках ВТО. Дескать, более 3 млрд грн нельзя. Отвечаю: большинство программ государственной поддержки осуществляется через "желтые" программы. Украина не имеет обязательств перед ВТО по сокращению внутренней поддержки, предоставляемой через "желтые" программы. Есть только обязательства не превышать оговоренное годовое совокупное измерение поддержки. В 2015 г. стоимость производства валовой продукции сельского хозяйства оценивается в 546 млрд грн в фактических ценах. Это означает, что если бы объемы господдержки АПК не ограничивались возможностями государственного бюджета, то потенциальный объем поддержки достигал бы минимум 27,3 млрд грн, этот показатель почти в пять раз превышает запланированный объем в 5,5 млрд грн.
Поддержка малого и среднего фермера
Ни одна нация не сможет достичь процветания, пока она не поймет, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Так говорил первый президент США Джордж Вашингтон. Сейчас в Соединенных Штатах насчитывается свыше двух миллионов ферм. Моя амбициозная цель — сделать малого и среднего фермера успешным и популярным в Украине. Прибыльный малый и средний бизнес — это больше рабочих мест и налогов, которые можно направить на новые школы, детсады, больницы, заведения культуры и т.п. Развивая села, мы значительно повысим привлекательность труда и жизни в них.
Неделю назад я был в Житомирской области, где познакомился с одним фермером, который производит крафтовые сыры. У него двести коз. Он человек сложной судьбы: переселенец, три месяца провел в плену боевиков, потерял все и переехал в заброшенный дом на Житомирщине. Его сыры не сертифицированы. Он до сих пор не является официально оформленным фермером. А его хозяйство пока мало напоминает полноценное производство. Но вместе с тем сейчас есть тысячи зарегистрированных фермеров, которые часто существуют просто на бумаге. После знакомства с ним стало понятно, что такие люди, как Александр, нуждаются не только в денежной поддержке от государства, но и в консалтинге. И мне пришла в голову идея проекта "Как стать фермером". Это будет своеобразная мастерская фермерства, где будут учить начинающих лучшие специалисты отрасли и не только. У наших фермеров большой потенциал. Его надо правильно направить в нужное русло.
Кредитование и дотации от Евросоюза
Недавно команда офиса реформ при министерстве показала мне на совместном совещании интересные цифры. Это были объемы финансирования из бюджета ЕС в рамках комплексных программ. Например, Молдова получает 256 евро на душу населения. Украина — только 27,5 евро. Что нам мешает пойти путем соседей? В сущности, ничего. Чтобы увеличить финансирование доноров, нам нужны три составляющие, разработку которых я уже поручил команде реформ. Первая — новая редакция закона о поддержке сельского хозяйства, который существенно не пересматривался последние 11 лет. Вторая составляющая — создать специальные учреждения по аналогам, действующим в ЕС, для получения и распоряжения донорскими средствами. Третья — официально, на уровне закона, утвердить согласованную с донорами стратегию развития АПК. Ведь доноры дадут средства только под понятную и согласованную с ними программу действий. Если говорить об опыте Молдовы, то на их АПК идет около 30% общей суммы дотаций. Стремимся получить не меньше.
Значительной добавкой к донорским деньгам и господдержке должен стать кредит от Европейского инвестиционного банка. Нам удалось завершить неоправданно затянутый процесс получения этих денег предыдущей командой. И теперь эти 400 млн евро будут выделены нам на отрасль на десять лет.
Рынок земли
На политическом жаргоне эту тему называют "токсичной". В течение многих лет на ней делали себе пиар популисты. Но я не боюсь критики и готов отстаивать свое видение земельной темы. Наш законопроект предусматривает продажу прав аренды земли, а не прямую ее продажу, как планировалось ранее. По моему убеждению, это сформирует цену на украинские гектары и разрушит мифы о "вашу землю заберут за бесценок". Нашим законом мы показываем, что если есть оборот прав аренды, и это сегодня стоит 1000 или 2000 долл. за гектар, то даже коню понятно, что право собственности дешевле стоить не будет. Если мы запустим этот рынок, то говорим, что договор на 25 лет в Черкасской области котируется по такой-то цене, а договор на 45 лет — дороже. Мы хотим сделать это открыто, чтобы фермер и владелец земли видели, за какие цены котируются договора прав аренды в их области. Да, МВФ настаивал на продаже земли. Но после личного разговора с его представителями мне удалось убедить их в правильности именно этого варианта. Объяснение простое: лучше сделать один метровый шаг, чем замахнуться на трехметровый и остаться на месте.
Приватизация госпредприятий
Одним из ключевых приоритетов, must be done для Украины и для меня как члена правительства является приватизация государственных предприятий. В перечень объектов, подлежащих приватизации, включены 86 госпредприятий, которые относятся к сфере управления министерства. Среди них такие известные гиганты, как "Артемсоль", "ГПЗКУ" и "Укрспирт". Моя цель — подготовить их к продаже и передать на приватизацию в Фонд госимущества.
Один пример: Украина и Беларусь — единственные в мире страны с монополией в спиртовой отрасли. Только в прошлом году теневой оборот спирта превысил 6 млрд грн. Это почти столько же, сколько государство получило в бюджет от легального спирта. Приватизировать ГП "Укрспирт" — это как в известном выражении об "увидеть Париж". Если моей команде удастся это сделать, мы однозначно войдем в историю. Для этого у нас есть все правовые механизмы. Нашим законопроектом "Об особенностях приватизации предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности" предполагается, что заводы будут проданы производителям алкогольных напитков, у которых пять лет будет эксклюзивное право производить спирт. Заводы, которые не заинтересуют инвесторов, будут предложены производителям альтернативного горючего или как площадки для другого производства. Предполагаю, что государство сможет заработать от продажи корпорации ГП "Укрспирт" от 200 до 400 млн долл.
Говорить об успешности реформ без главного компонента — искоренения коррупции, было бы наивно и непрофессионально. Но для того чтобы не превращать эту тему в компанейщину и борьбу с воздушными мельницами, могу заверить, что очень серьезно настроен на процесс борьбы с коррупцией. Который, понимаю, может забрать много сил и времени. Но я к этому готов. Хороший матадор не ждет, чтобы убить быка сразу. Он выжидает, когда его уколют несколько раз. Искоренить коррупцию всю и сразу не удастся. Но мы уже начали наносить удары. Моя команда в ближайшее время запустит сайт crushcorruption, куда можно будет обращаться с жалобами на неправомерные действия чиновников. Я планирую лично отчитываться ежемесячно по этим заявкам и информировать, сколько случаев мы направили в правоохранительные органы. Но делать это надо совместно: с общественностью, журналистами, небезразличными гражданами и силовиками.
Секрет, почему яблоко падало в ладонь мужчине, прост. Надо было в определенное время просто подходить к дереву и незаметно тянуть за веревку. И в то время, когда остальные обманывались и верили только в силу желания, напрасно ожидая результата, яблоко падало в руки того, кто, кроме "хотеть", знал четкий механизм реального процесса.
ФОТО: PHL