Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В очередной раз крупная иностранная компания становится объектом коррупционного спора в Украине. На этот раз объектом для подковерных интриг стала люксембургская группа компаний Jan De Nul, которая является ведущим экспертом в дноуглублении и морском строительстве, и ее украинское дочернее предприятие "Ян Де Нул Украина". Иностранный бизнес сделали фигурантом коррупционного скандала вокруг проведения тендера на дноуглубительные работы в морском торговом порту "Южный". Станет ли это последним ударом для одного из крупнейших портов страны, эффективное развитие которого невозможно без привлечения иностранных партнеров, и всего инвестклимата Украины, покажет заседание Антимонопольного комитета, которое состоится уже 3 ноября.
21 октября премьер-министр Владимир Гройсман приказал отменить результаты тендера на проведение дноуглубительных работ в морском торговом порту (МТП) "Южный", согласно которым подрядчиком должна была стать компания "Ян Де Нул Украина". Причиной подобного решения стало заявление в Антимонопольный комитет (АМКУ) и Министерство инфраструктуры конкурентов "Ян Де Нул Украина" на тендере – представителей голландской компании "Van Oord". По мнению представителя "Ван Оорд Украина", тендер был заранее спланирован под одну компанию, а его результаты принесут государству убытки. Вместе с тем народный депутат Сергей Лещенко опубликовал открытое обращение, которым поддержал оппонентов Jan De Nul. В нем сказано, что "Ян Де Нул Украина" имеет в составе учредителей ряд офшорных компаний, а сам же тендер был проведен с грубыми нарушениями законов, регламентирующих госзакупки. "С целью обеспечения полной прозрачности и избежания возможных спекуляций премьер-министр дал поручение АМПУ (Администрации морских портов Украины, – ред) отменить тендер и провести новый через систему ProZorro с учетом приоритетов развития порта и взятых государством на себя обязательств по привлечению иностранных инвестиций", — прокомментировал данные события министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Впрочем, в объективности самого господина Омеляна сомневаться не приходится: 17 октября была проведена встреча министра с представителями группы Jan De Nul (в том числе – руководителями "Ян Де Нул Украина"), на которой были подтверждены компетентность и полномочность украинского офиса. "ООО "Ян Де Нул Украина" пользуется полной поддержкой группы Jan De Nul на глобальном уровне, в том числе в части использования передового флота, мирового опыта, профессиональных и инновационных решений. Для реализации проектов в Украине мы также привлекаем международных партнеров, имеющих опыт в строительстве гидротехнических сооружений", — отметил тогда региональный директор группы Jan De Nul Филипп Утсе. Сам министр остался доволен проведенной встречей и аргументами победителей тендера. "Это (подтверждение полномочий украинской "дочки", — ред.) означает не только принадлежность к компании, известной во всем мире, но и высокие стандарты выполнения работ", — заявил господин Омелян.
Следует отметить, что проект дноуглубительных работ является ключевым в процессе создания современной и конкурентоспособной инфраструктуры в МТП. Он был начат еще в 2012 году и на сегодняшний год закончен на 70%. В случае его успешного завершения порт сможет грузить суда дедвейтом 260 тысяч тонн у причала до полной грузовместимости. "Кстати, египтяне уже углубили Суэцкий канал до 22 метров, а в Турции до конца этого года проведут конкурс на выбор подрядчика по строительству нового Стамбульского канала глубиной 30 метров для пропуска в Чёрное море судов дедвейтом 350-400 тысяч тонн. В российском порту "Тамань", конкуренте нашего "Южного", начали строительство терминала для сыпучих грузов мощностью 35 млн тонн с глубинами, позволяющими грузить суда дедвейтом 200 тыс. тонн. Как видите, мы своим 21 метром уже никого не удивим. Если не будет современных глубин, то не будут заходить суда, а значит, мы не сможем конкурировать на мировых рынках и приносить валюту в бюджет страны", — заявлял ранее в интервью одному из СМИ исполняющий обязанности начальника МТП "Южный" Александр Лагоша.
Кроме того, не следует забывать, что в ближайшее время (после завершения пилотных программ) будет проведена передача части инфраструктуры МТП в концессию, что позволит "Южному" привлечь необходимые средства для дальнейшего развития и конкурентной борьбы на мировом рынке. И с точки зрения инвестиционной привлекательности проект дноуглубления становится своеобразной "лакмусовой бумажкой", показывающей реальное отношение правительства к реформированию и качественному улучшению портовой отрасли. В случае, если проект не будет завершен, порту, с высокой вероятностью, придется столкнуться со снижением финансовых показателей. "Очевидно, что со снижением объёма производства стоимость госактива также снижается довольно быстро", — говорит господин Лагоша. По его мнению, затягивание концессионного конкурса будет на руку частным стивидорным компаниям, которые в настоящий момент перетягивают груз государственного порта.
Разрыв с Jan De Nul грозит для "Южного" отменой еще одной крупной сделки. В прошлом году одна из крупнейших частных компаний США Cargill подписала меморандум с АМПУ о строительстве зернового терминала в порту "Южный". Согласно этому меморандуму, американские стивидоры создадут до 350 рабочих мест в порту и инвестируют порядка 130 млн долларов в его инфраструктуру. Взамен администрация морпорта обязуется создать акваторию с требуемым уровнем дноуглубления. Согласно планам, озвученным в интервью агентству "Интерфакс" главой администрации порта Максимом Широковым, проект необходимого дноуглубления уже разработан и направлен на прохождение госэкспертизы. "Рассчитываем, что до конца ноября получим результаты экспертизы и объявим тендер … думаю, в феврале-марте 2017 года на объекте начнутся дноуглубительные работы", — надеется господин Широков. Однако можно ли будет говорить об успешной реализации проекта, если ему будет предшествовать дискриминация Jan De Nul в ходе аналогичного тендера?
Согласно официальному заявлению администрации морского порта "Южный", она расценивает заявление народного депутата Сергея Лещенко как давление на должностных лиц АМКУ накануне рассмотрения дела по тендеру по дноуглублению порта. В том же заявлении администрация просит нардепа и прочих фигурантов конфликта воздержаться от манипулирования фактами. "Подчеркиваем, ненужная политизация данной темы может ухудшить репутацию Украины как заказчика дноуглубительных работ в мире и навредить приходу ведущих иностранных компаний на украинский рынок", — заявляют в порту. Сам же Максим Широков считает всю историю с агитацией против люксембургской группы компаний "надуманной". Он отметил, что хоть ценовое предложение Jan De Nul было наибольшим среди конкурентов по тендеру, низкая сумма авансового платежа (0,1% против 10% у конкурентов) позволила им выиграть тендер с перевесом в 3-4 балла. "Мы слышали отголоски возмущения и от Van Oord, и от АО "Строительный и технический Флот", которые в своей жалобе в АМКУ пишут, что Jan De Nul дал экономически необоснованный размер аванса, но подождите, это бизнес – дайте ниже аванс", — говорит господин Широков. По его словам, сейчас в порту вынуждены лишь ждать решения от уполномоченного органа.
Однако падение финансовых показателей и уход инвесторов – не самое худшее, с чем предстоит столкнуться правительству в случае некорректного вердикта по тендеру в "Южном". 25 октября Jan De Nul обратилась к Владимиру Гройсману с заявлением о том, что в случае необоснованной отмены результатов тендера группа будет готова пойти на "самые серьезные юридические и политические меры". В Jan De Nul считают, что, участвуя в тендере, их представители соблюли все требования украинского законодательства и предоставили всю необходимую документацию и разъяснения к ней. "Мы считаем аннулирование нашего предложения беспрецедентным актом недружелюбия украинского правительства по отношению к одной из ведущих промышленных компаний Евросоюза, к европейскому бизнесу в целом, а также ценностям, которые, как мы полагали, являются общими для Украины и Евросоюза", — отмечается в обращении.
Учитывая шаткость текущего положения Украины на геополитической арене и ее зависимость от внешней поддержки, остается только надеяться, что Кабинет министров и АМКУ не наломают дров в попытках угнаться за призраком "коррупции". В настоящий же момент остается только гадать, насколько катастрофическими будут последствия для и без того нездорового украинского инвестклимата и страны в целом, если в деле с Jan De Nul будет принято несправедливое решение.
Новости партнеров
Новости