Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
На фоне ключевых для транспортного ведомства событий - Дня инфраструктуры в Верховной Раде и презентации Национальной транспортной стратегии, - стало заметно неприятие персоны главы Мининфраструктуры на уровне парламентариев и высокопоставленных чиновников из Администрации президента. Коррупционные скандалы, связанные с его именем, поставили под угрозу карьеру чиновника.
Именно замглавы АП Дмитрий Шимкив взял на себя роль главного героя на презентации планов Мининфраструктуры по развитию вверенной отрасли перед международными партнерами. И он не упустил возможности указать министру Омеляну на коррупцию, которая процветает в транспортном ведомстве.
"Украина имеет четыре мощные отрасли: железнодорожная, автодорожная, морская и речная, авиационная. Все, что сдерживало развитие этих отраслей – это коррупция и отсутствие конкуренции. Стратегия должна строиться на двух ключевых элементах: это создание конкурентной среды и борьба с коррупцией", — заявил Дмитрий Шимкив.
Самому министру досталась роль на бегу кланяться и благодарить иностранных гостей за поддержку и участие. Поэтому визит Владимира Омеляна в "Украинский дом", где проходило официальное мероприятие, был кратким. Даже на общение с журналистами у министра не нашлось времени - отдуваться за все пришлось его первому заму Евгению Кравцову.
А отдуваться было за что – презентация стратегии оказалась полным фиаско Мининфраструктуры. Свое разочарование увиденным и услышанным присутствующие не скрывали - на местах и в кулуарах живо обсуждались "ляпы" выступлений чиновников и звенящая пустота содержания презентаций. Презентованная Омеляном с подчиненными Стратегия транспортной отрасли оказалась пустой — без цифр, векторов, задач и конкретных результатов.
Еще более провальным стал для главы транспортного ведомства прошедший в Верховной Раде инфраструктурный день. На практике он оказался всего лишь двумя часами, которые депутаты уделили на проекты министерства Омеляна. Из торжественно анонсированных министром 11 инфраструктурных законопроектов, на сессию было вынесено меньше половины - пять документов, а положительно проголосованных оказалось всего два.
Поддержку депутатов в целом получили только новации, касающиеся дорожного хозяйства. Однако даже это с трудом можно назвать достижением Омеляна. Ведь принятые законы вступят в силу не со следующего года, как того хотели в министерстве, а только с января 2018-го. Понятно, что до этого времени документы успеют не просто многократно переписать, а и отменить полностью.
Не менее призрачным является и заявления о платных дорогах, которые могут появиться в Украине через 1-2 года. По словам министра, для строительства концессионных дорог чуть ли не выстраиваются в очередь инвесторы из Европы и Китая. К сожалению, опыт прежних лет показывает обратное. Достаточно вспомнить громкий проект строительства дороги "Львов - Краковец", который, несмотря на статусное значение международной автомагистрали, так и не смог привлечь реальных инвесторов.
В то же время парламентарии фактически проигнорировали законопроекты о водном транспорте, торговом мореплавании, гражданской авиации и весовом контроле. А проект Закона о железнодорожном транспорте даже не смог пройти профильный комитет - депутаты не приняли законопроект Омеляна и вернули документ на очередную доработку. На фоне череды скандалов, предшествовавших его приходу в парламент, такая реакция законодательного органа не удивительна и показала отсутствие поддержки у министра среди депутатов.
В течение последних недель нардепы и СМИ обратили внимание общественности, политиков и силовых структур на ряд скандалов, связанных с коррупцией, непрозрачными кадровыми назначениями, решениями и преференциями в пользу дружественного бизнеса и в ущерб государственным интересам, в которых фигурирует глава транспортного ведомства.
Публикация документов о намерении министерства продать буксирный флот Одесского морского порта за бесценок обещает стать скандалом года - сумма аферы в 4 раза превышает озвученный Сергеем Лещенко миллиард гривен от "распила" тендера в порту "Южный" на дноуглублении. Финдиректор компании P&O Maritime Радо Антолович предложил министру инфраструктуры Омеляну и и.о. гендиректора Одесского порта Игорю Ткачуку продать 12 буксиров Одесского МТП всего за 50 млн долларов. При этом сразу покупатель готов заплатить только половину суммы, а вторая часть должна выплачиваться в рассрочку в течение 10 лет. И при этом покупатель требует безоговорочного права для себя на перепродажу буксиров после оформления сделки. За 9 месяцев 2016 года буксиры принесли 270,4 млн. грн. Одесскому порту, что соответствует 95% прибыли всего предприятия. "Буксиры являются самой прибыльной статьей доходов портовиков. Час работы одного буксира стоит около 20 тысяч гривен, а проводка каждого большого судна к местам стоянки требует участия 2-3 буксиров. Годовая прибыль от их использования превышает 15 миллионов долларов. Таким образом, сумма оценки - 50 миллионов долларов, явно занижена, что может свидетельствовать о криминальном характере сделки", — говорит председатель Профсоюза работников морского транспорта Одесского порта Владимир Зайков.
За десять лет эти буксиры принесут прибыль порту 150 миллионов долларов, т.е. предложенные псевдоинвесторами 50 миллионов порт заработает сам всего за 3 года с небольшим. Ущерб госпредприятия от такой продажи составит 100 миллионов долларов. Кроме этого, потенциальный покупатель хочет получить как минимум в течение 10 лет аренду места на причале, удобные служебные помещения и мастерские, а также исключительное право на предоставление всех морских услуг в порту. Несмотря на всю очевидную невыгодность сделки для государства, и даже ущерб от нее, Омелян дает приватизации "зеленый свет".
"Продать государственное имущество, которое приносит прибыль ежегодно и независимо от политических дуновений и смены руководителей - это, как минимум, не по государственному. Я уже отойду от того, кому продать. "ТИС"- вы же сами знаете, кто является конечными бенефициарами этого предприятия. Поэтому это неправильно. Это не первая попытка заработать на государстве деньги. Я имею в виду по отношению к "ТИСу", — комментирует глава Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов.
Действительно, по мнению экспертов, одесский бизнесмен Андрей Ставницер и является автором сомнительной схемы. Он же и конечный получатель буксиров Одесского порта после их перепродажи. О дружественных отношениях Омеляна со стивидорной компанией "ТИС" в Кабмине и Раде наконец перестали говорить шепотом.
Поэтому со стороны министра наивно было рассчитывать на поддержку парламента, когда депутаты различных, в том числе и провластных партий, наперебой высказывают свои претензии к работе транспортного ведомства, и в первую очередь в части коррупции. Бороться со схемами Владимира Омеляна намерены в межфракционном депутатском объединении "Содействие развитию водного транспорта Украины", в который входят депутаты БПП, "Народного фронта", Радикальной партии и "Оппозиционного блока". По словам Алексея Мусатова - помощника главы группы, нардепа Дениса Силантьева, - парламентарии уже подготовили и передали соответствующее обращение к правоохранителям.
Следующий факт коррупции обратил внимание депутатов и СБУ на порт "Южный", где рядом с Владимиром Омеляном снова фигурирует имя Андрея Ставницера. С лета прошлого года "ТИС" незаконно получает половину корабельных сборов вместо АМПУ, взимаемых с судов, которые входят в акваторию порта к причалам частной стивидорной компании. Факт нарушения ранее подтвердила экспертиза Института государства и права НАНУ, определив, что стивидорные компании не могут владеть акваториями причалов порта, поскольку те являются водными объектами, и по Конституции принадлежат народу Украины.
Оказалось, что по распоряжению министра, в стенах транспортного ведомства прошло экстренное совещание по расследованию СБУ, связанному с преференциями компании Ставницера. Помимо руководителей профильных департаментов МИУ и Администрации морских портов Украины, в совещании приняли участие представители "ТИСа".
"Совещание было, распоряжение выполнено. Но это долгая история, нам еще предстоит хорошо в ней разобраться. Так что мы еще будем садиться за стол переговоров и выяснять все обстоятельства", — уточнил Евгений Кравцов. Замминистра инфраструктуры отказался комментировать детали, которые обсуждались на закрытой встрече. При этом СМИ пишут, что Евгений Кравцов "выгораживает" группу компаний "ТИС", связанных с русским олигархом Алексеем Федорычевым, перед СБУ.
А тем временем эти злоупотребления уже стали объектом уголовного производства, которое СБУ открыла в отношении чиновников Мининфраструктуры и руководства "ТИС", подозревая их в нанесении ущерба госпредприятию в особо крупных размерах. Хотя Омелян публично заявил, что его ведомство действует в рамках законодательства, а совладелец "ТИС" Олег Кутеталадзе вообще обвинил СБУ в фальсификации дела для вымогательства взятки, 24 ноября в офисе группы компаний ТИС и домах ее владельцев СБУ провело обыск в рамках уголовного производства. Пресс-центр СБУ в этот же день заявил, что обыски проводятся по подозрению в завладении шестью миллионами долларов корабельных сборов. "В 2015 году компания известного российского бизнесмена, которой принадлежит терминал, незаконно оформила права на получение части средств от портовых сборов, которые до этого времени поступали в ГП "АМПУ". Это стало возможным по причине законного оформления прав собственности на часть акватории Аджалыкского лимана, который, согласно Конституции, является собственностью украинского народа. Во время обысков оперативники спецслужбы уже изъяли значительное количество неучтенной валюты, а также печати оффшорных компаний", - говорится в сообщении СБУ.
Как стало известно, что обыски прошли также в домах у бывшего замминистра Владимира Шульмейстера и его советника Максима Мотовиловица. Поскольку СБУ расследует дело времен работы Владимира Омеляна руководителем аппарата Мининфраструктуры, то вполне ожидаемо следственные действия коснутся как его самого, так и его подчиненных времен создания схемы хищения корабельного сбора в пользу "ТИС".
м
Источник в Мининфраструктуры сообщил, что отдельное совещание в ведомстве прошло по вопросу выделения части из 400 млн евро, которые поступят в качестве кредита от Европейского инвестиционного банка, для компенсации "инвестиций", якобы сделанных группой стивидорных компаний "ТИС" в порту "Южный".
"Коррупционные сделки, связанные с этой компанией и с портом "Южный", настолько масштабные, что чиновникам, которые сейчас это покрывают, нужно подумать, как они будут защищаться, когда правоохранительные органы предъявят чиновникам обвинения в коррупции и превышении служебных полномочий, повлёкших ущерб и убытки госпредприятий. Однозначно, суммы убытков, нанесенных такими решениями, достигают уже сотен миллионов долларов. Я встречался с директором НАБУ Артемом Сытником и дополнительно поднимал этот вопрос. Я думаю, что Омеляну нужно сушить сухари", — отметил внефракционный нардеп Виталий Куприй.
После разоблачительных сообщений из портов Большой Одессы с антикоррупционными требованиями у стен Мининфраструктуры стал пикет представителей профсоюзов Николаевского порта. Митингующие заявили о "крышевании" Омеляном коррупционных схем в порту и потребовали его отставки.
Для этого в Киев приехали около двух сотен николаевских портовиков, которые с желто-синими флагами призывали президента Петра Порошенко и премьера Владимира Гройсмана вмешаться в ситуацию и остановить уничтожение инфраструктуры порта профильным министром. В противном случае они пообещали начать забастовку и разбить палаточный городок под стенами транспортного ведомства.
Аналогичный митинг прошел и в Бердянске, где портовики и местные жители протестовали против намерения Мининфраструктуры "раздерибанить" портовое имущество и раздать причалы порта олигархическим группам.
Коррупционные скандалы на этом не закончились. С той же скандальной компанией "ТИС" связан еще один провал Омеляна в борьбе с коррупцией. Оказалось, что с 2007 года эта частная одесская компания получает дополнительные выгоды благодаря применяемой схеме, позволяющей не оплачивать услуги Одесской железной дороги. Как сообщили в редакции 368.media, речь идет о сговоре чиновников "Укрзализныци" и руководства компании ТИС об обустройстве так называемой станции "Черноморская-ТИС", что привело к потере сотен миллионов гривен государственных денег. И хотя схема создавалась задолго до Омеляна, становится странно, что министр, взявший на щит лозунги борьбы с коррупцией в "Укрзализныце" не заметил ее, как и его заместитель по правоохранительным вопросам Юрий Лавренюк. И все это на фоне заявлений Одесской ЖД о своем бедственном положении и многомиллионных убытках.
Безусловно репутацию Омеляна подорвал и ставший ранее публичным факт его личных переговоров с представителями "Металлоинвест" российского олигарха Алишера Усманова, которые привели к невиданным скидкам для грузов страны-агрессора. Как написал российский Росбалт, "тарифная политика украинского железнодорожного ведомства — "Укрзализныци", утвержденная министром инфраструктуры Владимиром Омельяном, предусматривает скидки к Международному транспортному тарифу (МТТ) в размере от 70% до 85% на перевозку груза и 30-35% на перевозку порожних вагонов при их возврате в Россию". И уже не удивительно, что посредником в этих переговорах со стороны россиян выступил совладелец "ТИС" Андрей Ставницер, о чем написал пост в Фейсбук, но позже запись стер. На этом фоне также становится понятен конфликт министра с польским топ-менеджером "Укрзализныци" Войцехом Балчуном, отменившего эти скидки Омеляна на 4 квартал 2016 года.
"Все, что связано с компанией "ТИС" - постоянно возникает фамилия Омеляна. Я сейчас готовлю обращение в Генеральную прокуратуру, и буду разговаривать с Юрием Витальевичем Луценко по поводу тех вещей, которыми занимается компания "ТИС" и господин Ставницер. Тут есть коррупционные вещи, и торчат уши Ставницера. Поэтому это будет серьезное расследование", — заявил депутат от Народного фронта Максим Поляков.
Чем на это сможет ответить министр? В другой ситуации, многочисленные обвинения депутатов он мог бы списать на пиар и происки противников. Но сейчас против Омеляна говорят документы. Поэтому каждый перечисленный в них факт уже стал основанием уголовных производств в отношении чиновников главы транспортного ведомства.
Многочисленным антикоррупционным и правоохранительным органам уже приходится конкурировать за показательные процессы. И если дела по отдельным чиновникам власть пытается спускать на тормозах, то Омелян, оказавшийся без поддержки депутатов стал для силовиков и борцов с коррупцией идеальным фигурантом. Это уже не прозападный реформатор и борец с коррупцией, а объект для громких уголовных процессов, инициированных СБУ, НАБУ, НАЗК и Генпрокуратурой.
ИСТОЧНИК: Подробности
Новости партнеров
Новости