Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Часто в Украине под светлыми лозунгами принимаются административные решения, преследующие интересы очень узкого круга людей за счёт налогоплательщиков и потребителей. На днях Ассоциация импортеров "Фастэксим" представила общественности очередной такой пример, который в ближайшие дни может быть реализован на неприметном рынке болтов и гаек. В случае принятия решения, каждый украинец должен будет ежегодно раскошеливаться примерно на 60 грн, сообщают СМИ.
Речь идёт о Дружковском заводе металлических изделий (ЧАО "ДЗМИ"), который контролируется членами семьи экс-главы налоговой милиции Донецкой области Валерия Маликова.
Начиная с 2000 годов завод имеет хронические проблемы, которые только усиливаются. Среди последних – отсутствие собственной сырьевой базы и полная зависимость от цен на сырье. В результате, в связи с повышением цен на катанку, в частности, после вхождения "Криворожстали" в группу миллиардера Лакшми Миттала Mittal Steel, а также из-за повышения цен на энергоносители, себестоимость продукции завода неуклонно росла, а ее качество снижалось. Примечательно, что катанка не в последнюю очередь подорожала ввиду ранее дважды предоставленной "Криворожстали" поддержке в виде антидемпинговых защитных мер.
Предприятие исторически имело тесные коммерческие связи с Российской Федерацией, но из-за различных административных ограничений они стали ослабевать. В собственном финансовом отчете завода за 2019 год в числе проблем, негативно влияющих на его деятельность, указаны: "экономические: антидемпинговая пошлина в размере 15,21% на российский метал; социальные: длительный срок подготовки высококвалифицированных специалистов, нестабильность политической ситуации в Украине; технологические: некачественное сырье, завышенные цены на технологический металл; и экологические: жесткость природоохранного законодательства относительно безкомпенсационных мер" .
Среди основных рисков деятельности завода в отчете указываются "полный разрыв отношений с РФ, куда поставлялось высокорентабельное крепление, и неравномерные поставки на "Укрзализныцю", которая, по сути, сегодня выступает ключевым потребителем продукции завода.
Примечательно, что с последней, судя по всему, руководство ДЗМИ имеет связи на уровне родственников собственников и менеджмента, что уже противоречит эффективной практике корпоративного управления. Иногда такие схемы дают трещину, как, например, отмеченные в уголовном производстве, внесенном в октябре 2019 года в Единый реестр досудебных расследований с признаками уголовного правонарушения. Как установило досудебное расследование по этому производству, в течение 2017-2018 гг. должностные лица АО "Укрзализныця" по предварительному сговору с группой компаний завладели государственными средствами в особо крупных размерах в результате приобретения крепежных деталей у ЧАО "ДЗМИ".
Несколькими годами ранее тот же Дружковский завод металлических изделий фигурировал в расследовании НАБУ, опять же как один из непрямых поставщиков "Укрзализныци", в деле о нарушении закона о госзакупках и неправомерном заключении договоров поставки болтов, гаек и прочей метизной продукции в обход тендерных процедур на общую сумму свыше 150 млн. грн.
Теперь же ДЗМИ продвигает через Министерство экономики идею введения дополнительной 93% пошлины на импорт практически всех стальных креплений. Если не вдаваться в юридические тонкости, то, прежде всего, обращают на себя внимание беспрецедентный размер пошлины, отсутствие в ассортименте ДЗМИ продукции, подпадающей под пошлину, и возможностей ее производства.
Если позиция, изложенная Ассоциацией, находит своё подтверждение, возникает множество вопросов. Например, расчет пошлины проведён таким образом, что в разы превышает изначальное требование ДЗМИ и размер предварительной пошлины. Ассоциация обращает внимание, что Министерство экономики, похоже, руководствовалось исключительно оценкой экспертов, даже не направив принятые запросы в более компетентные по китайскому рынку инстанции, например, Посольство КНР в Украине, Посольства Украины в Китайской Народной Республике и Монголии, органы государственной власти КНР, которые осуществляют учет статистической отчетности и таможенной статистики. Альтернативные и подтверждённые данные других участников во внимание не приняты полностью, без какого-либо обоснования.
Специфика продукции такова, что ее потребляют абсолютно разные отрасли, она влияет на цену конечного товара, но не является определяющей. Строительное направление, машиностроение, в т.ч. сельскохозяйственное, транспортное, оборонная промышленность, мебельное производство – это лишь немногие, кто должны будут платить дополнительную пошлину.
С точки зрения таможни и налогов, мера ведёт к сокращению поступлений в бюджет, так как часть продукции перейдёт в тень из-за контрабанды, а ДЗМИ данные ниши заполнить не может. Как минимум так всегда проходило с любыми ограничениями.
Зачем ДЗМИ добивается введения мер, которые направлены исключительно на рост цен на внутреннем рынке? По неподтвержденным данным, Антимонопольный комитет выступает против их введения. Причиной является монополия ДЗМИ на рынке, которая только усиливается.
Интересным является факт, что законодательство о защите национального производителя говорит о поддержке отрасли, что подразумевает ее наличие. В планируемом решении идёт речь об одном заводе-монополисте. Потребители продукции видят в этом несправедливость, поскольку в угоду заводу ущемляются интересы множества потребителей. На начальном этапе никто не мог предположить, какие гротескные формы может принять поддержка ДЗМИ, а на более поздних уже нет возможности вступить в и без того очень дорогой процесс участия в расследовании.
Вышло так, что есть очень много интересов потребителей, которые, в силу специфики процесса, не могут быть донесены министерству.
Введение мер в беспрецедентно краткие сроки вызывает очень сильную озабоченность сторон. По какой-то причине в проекте решения упущен срок поставки товаров из Китая, который составляет 1-2 месяца. Планируется практически немедленное введение пошлины до 93%, что является прямым убытком для всех потребителей, которые уже оплатили товар или к кому товар только отправлен. Обычные условия поставки не позволяют без потерь вернуть товар, который теперь дорожает более чем на 100%, даже без учета производных платежей. Это прямые коммерческие потери. Так что возникает вопрос: заслуживают ли добросовестные плательщики налогов таких действий государства? Почему даже при введении ограничений на торговлю со страной-агрессором, импортёрам было дано право получить заказанный товар по старым правилам?
Предусмотренный законом срок проведения расследования истекает в декабре, но может быть продлён до мая 2021 года. Почему именно сейчас инициируется окончательное введение пошлин? Почему, если верить Ассоциации, расследование далеко от стандартов объективности? И почему именно потребители должны оплатить будущее ДЗМИ?
По итогам 2019 года рынок составлял до 2 миллиардов гривен, ожидаемый рост цен и пошлина дают переплату около 60 грн с каждого жителя ежегодно в перерасчёте на 35 миллионов населения. Сумма не учитывает дальнейшее удорожание продукции в сферах, где она используется.
И напоследок: в эти дни происходит отстаивание имиджа Украины по спору о запрете леса-кругляка. На этой же неделе Украина с опозданием выполнила решение по проигранному в ВТО спору по удобрениям, в трёх других спорах Украина победила лишь один раз.
Новости партнеров
Новости