Рубрики
МЕНЮ
Эксперт Украинского института Будущего, юрист, правозащитник, народный депутат Украины 8 созыва Андрей Помазанов прокомментировал инициативу новой власти касательно уменьшения количества народных избранников с 450 до 300 и ликвидации коррупционной мажоритарной системы выборов.
«Среди президентских законопроектов едва ли не самый большой общественный резонанс вывала инициатива по уменьшению количества народных избранников с 450 до 300, а также – о ликвидации коррупционной мажоритарной системы выборов.
История показывает, что количественный состав парламентов, сформированных на территории Украины, в разные годы (начиная с 1938 и до 1989) менялся с 304 до 650 депутатов, и только в 1996 году был установлен на уровне 450 парламентариев. О том, является ли это количество оптимальным мнения разнятся. Как и подходы к этому в мировых парламентах: численность избранников не всегда связывается с численностью населения, а, скорее, с типом избирательной системы, в том числе - с установленным уровнем проходного барьера (от 2% в Дании и Израиле до 10% в Турции).
К примеру, британский парламент состоит из 1425 депутатов (на 64 млн населения) в Турции и Польше - по 550 и 560 депутатов (на 76 млн и 38 млн населения соответственно); в ФРГ - более 559 (на 83 млн населения) во Франции - 577 (на 66,7 млн населения) в Италии - 945 (на 60,5 млн населения). В США - 435 депутатов и 100 сенаторов (на более чем 327 млн населения) в Финляндии - 200 (на 5,5 млн населения) в Дании - 179 (на 5,7 млн населения).
Приведены показатели являются довольно репрезентативными, если все-таки говорить о соотношении количества депутатских мандатов к численности населения, демонстрирует достаточную сбалансированность отечественного подхода к предусмотренному конституционному составу высшего законодательного органа.
В то же время, надо заметить, что периодически вопрос сокращения численности парламента поднимаются и за рубежом. Интересно, что по так называемому «правилу корня куба», предложенным эстонскими политологами, «идеальная» для нашего государства численность парламентариев составляла бы 358 народных депутатов. Впрочем, указанный показатель является довольно оценочным - и вряд ли может серьезно лечь в основу парламентского планирования в Украине.
В то же время, в Европарламенте, который состоит из 751 парламентария, представляющих 28 стран, одним из организационных принципов является то, что распределение мест должно отражать те демографические изменения, которые происходят в государствах-членах ЕС. В этом контексте важно акцентировать и на том, что сокращение численности населения в Украине в последние годы (что сторонники предложения считают весомым аргументом уменьшения количества парламентариев), является недостаточно оправданным до момента получения результатов проведения уже анонсированной Всеукраинской переписи населения.
Одновременно с этим, учитывая законотворческие реалии, а также откровенно популистские окраски отдельных законодательных инициатив, предлагаемые нормы вполне оправдано могут вызвать неоднозначные оценки.
Прежде всего, речь идет о попытке оправдать общественные ожидания, навеянные предвыборными обещаниями. Небезосновательны и мысли о том, что сокращение количества нардепов означает также уменьшение количественного представительства избирателей в парламенте. В современных условиях каждый депутат ежедневно получает не менее 10 обращений от избирателей с просьбами помочь в решении тех или иных проблем. Сможет ли обеспечить «усеченный» состав парламента не просто рассмотрение этих обращений, но и эффективное решение поставленных представителями общественности задач?
Вряд ли уменьшение количества парламентариев на 150 человек сможет существенно повлиять на экономию бюджетных средств или улучшение эффективности работы данного органа. Достижения такой цели требует от государства комплексного подхода и взвешенных шагов, направленных на повышение качества парламентских процедур.
Если говорить об изменениях в количественном составе парламента, было бы интереснее услышать предложения о возможности качественного переформатирования его деятельности в условиях снижения численности народных избранников, например, до 100 человек (что было бы гораздо ближе к «разрекламированному» тезису о существенной рационализации бюджетных показателей).
Своеобразным «тестом на внимательность» для законодателей и граждан стали «Переходные положения» президентской законодательной инициативы, где указано, что ВР 9-го созыва должна работать только до проведения следующих выборов. При этом Основной Закон определяет, что полномочия народного депутата прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
Такого рода «законотворческий маневр» может или указывать на недостаток примененных при подготовке проекта знаний в сфере законотворчества, или свидетельствовать о незнании Конституции Украины. Но кого это интересует – картинка же красивая».
Новости партнеров