Рубрики
МЕНЮ
Первый нардеп нового созыва (Ярослав Дубневич, мажоритарщик из Львовской области) лишен неприкосновенности. 2 ноября Высший антикоррупционный суд избрал ему меру пресечения в виде залога в размере 100 млн грн (с обязательством носить электронный браслет). Каковы перспективы этого дела? Как поставить барьеры для избрания в парламент нардепов с «уголовным» уклоном? На эти вопросы изданию «Комментарии» ответил политический аналитик Александр Солонько.
«Дело не только в самом Дубневиче. Можно говорить о противостоянии различных групп внутри власти и разных олигархических групп в Украине, что влияет на политические процессы.
Сам институт залога за преступления, связанные с коррупционной деятельностью - это негативная вещь. Чаще всего, когда речь идет об избрании мера пресечения людям, которые подозреваются в совершении подобных правонарушений, либо сам подозреваемый, либо кто-то из его компаньонов вносит залог. Выходя на свободу, подозреваемые имеют более широкие возможности (опции) влиять на дальнейшее рассмотрение дела. И всячески пытаются договориться о том, чтобы избежать наказания.
Сколько реально высокопоставленных чиновников и депутатов, которые подозревались в коррупционных действиях понесли наказание? Вряд ли кто-то даст ответ.
Есть законопроект, который предусматривает отмену нормы УК, которая позволяет подозреваемым в коррупции вносить залог и выходить на волю. Но пока его не приняли. Между тем, в рамках борьбы с коррупцией, было бы правильно, чтобы депутаты, чиновники, точно знали, что не смогут выйти под залог, если им будут предъявлены соответствующие обвинения.
Если мы говорим о барьерах для депутатов с возможным криминальным шлейфом (потенциальных коррупционеров), то здесь вопрос не только юридический, но и политическое, а также моральный (ответственность избирателей).
Во-первых, нужно создавать условия, чтобы потенциальные коррупционеры не шли в депутаты, надеясь таким образом обезопасить себя от уголовной ответственности. Я уже отмечал, что из Конституции строчка о неприкасаемости была выброшена, но институт неприкосновенности никуда не пропал. Нельзя просто взять и начать следственные действия против нардепов. В одном случае должна быть соответствующая санкция парламента, в других - генпрокурора. Это создает определенные коррупционные и политические риски.
В законодательстве нужно устранить всё, что помогает депутатам избегать уголовной ответственности.
Но, прежде всего, важно устранить влияние финансово-промышленных олигархических групп на парламент.
Это намного сложнее. Олигархи финансируют определенные политпроекты или отдельных депутатов (в том числе мажоритарщиков). Важно, чтобы начал реально работать антимонопольный комитет и т.д.
Должны произойти и изменения в обществе. Должна быть государственная политика, которая позволит гражданам стать более политически и юридически грамотными. Чтобы украинцы понимали причинно-следственные связи: если они голосуют за человека с не совсем чистой репутацией, будут последствия. А именно - что они живут так плохо во многом из-за того, что сами выбрали такую власть.
У нас же ФПГ заинтересованы в какой-то мере в дебилизации политического дискурса, в снижении политграмотности граждан, обесценивании голосов.
Если говорить о перспективах дела Дубневича, то здесь всё непросто. Его связывают с олигархом Коломойским, у которого сейчас достаточно сильные позиции. И он может повлиять на ход дела.
Но тут вступает в действие другой фактор. Президент и его окружение могут оказаться на "вилке": придется доказать, что Зеленский не пребывает под прямым влиянием Коломойского. В информационном пространстве будет отрабатываться тем, что Дубневич - это Коломойский, а сторона обвинения – как бы Зеленский. Будет определенное общественное давление. А мы знаем, что Банковая довольно чувствительно относится к социологии. Придется доказывать неподконтрольность президента олигарху. И тут возможен конфликт. Он, кстати, уже просматривается. Группа депутатов, приближенных к Коломойскому, уже собирает подписи под отставку генпрокурора Рябошапки. И триггером является как раз таки дело Дубневича.
Очевидно, что Зеленский оказался в своеобразной ловушке. И ему придется следить за тем, чтобы это дело дошло до логического конца. Если же его спустят «на тормозах», противники нынешней власти получат удобный повод для обвинений президента в зависимости от определенного олигарха.
Если же команда Зеленского доведет это дело до приговора и тюрьмы, могут получить конфликт с другой стороны. В любом случае - не позавидуешь Банковой.
Перспективы этого дела могут прятаться в теневой среде украинской политики. Впрочем, учитывая то, что у нас довольно медийное общество (мировая тенденция), трудно будет что-то утаить. И теневые процессы довольно быстро выйдут на свет божий».
Новости партнеров