Дело о гибели «Боинга» над Донбассом: ценность Цемаха преувеличена
Бывший командир подразделения ПВО т.н. "ДНР", свидетель по делу о гибели малазийского Boeing 777 рейса MH17 (был сбит предположительного из российского ЗРК «Бук» в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года; на его борту находились 298 человек, все они погибли) Владимир Цемах, отпущенный Украиной в рамках обмена пленными, дал недавно интервью исполнительному директору Russia Today Кириллу Вышинскому (также был освобожден Киевом в рамках обмена пленными с Москвой 7 сентября). По словам Цемаха, власти Нидерландов предлагали ему гражданство в обмен на показания. Сопредседатель Общественной инициативы "Права Справа", историк, юрист Дмитрий Снегирев рассказал изданию «Комментарии», насколько опасно использование Цемаха российскими пропагандистами в деле о гибели «Боинга».
«Ценность Цемаха преувеличена, причем именно российской стороной, которая таким образом пыталась создать для официального Киева т.н. «дипломат вилку». Если бы Цемаха не отдали, Украину бы обвинили в срыве договоренности об обмене пленным. А после того, как его отдали, начала разыгрываться кампания о «зраде» (якобы отдали ключевого свидетеля) как дестабилизирующий фактор внутри Украины.
Известно, что Цемах был назначен руководить ПВО 31 октября 2014-го. А дата уничтожения «Боинга» – 17 июля того же года. То есть, Цемах не мог руководить ни «Буком», доставленным из России (чему есть множество свидетельств), ни отдавать команды на поражение целей.
В деле о гибели «Боинга» фигурирует порядка 150 так называемых «свидетелей». В том числе причастных к транспортировке «Бука» и другим действиям, связанным с ним. На основании чего было сделано заключение, что Цемах - ключевой свидетель, до сих пор не понятно. С моей точки зрения - это элемент информационно-психологической операции со стороны РФ.
В качестве доказательства «ценности Цемаха» использовали видео, где он вскользь упоминает «Бук». Оно в свободном доступе уже два года, но РФ особо на него не реагировала. Хоть страна, которая максимально старается нивелировать доказательную базу своего участия в трагедии с «Боингом», постаралась бы максимально всё «подчистить».
Если бы Цемах был действительно причастен к уничтожению «Боинга», россияне не оставили бы его на подконтрольной им части Донбасса, где «ценного свидетеля» опять могут выкрасть украинские спецслужбы. Будь он так ценен, его бы ликвидировали - или вывезли в РФ.
Еще интересный момент. 19 июля 2019 года наша прокуратора передала в Нидерланды материалы по этому делу. Но там заинтересовались Цемахом как «ключевым свидетелем» лишь 3 сентября, за четыре дня до обмена пленными. Почему Нидерланды так поздно «включились»? Не является ли это следствием всё той же информационно-психологической операции спецслужб РФ, искусственно «раздувающих» ценность Цемаха?
Что касается самого интервью. Цемах ничего нового не сказал. Разве что заявил о предложении нидерландской стороны обеспечить ему домик и статус свидетеля. Всё это - просто «белый шум». Попытка РФ дестабилизировать и без того непростую внутреннюю ситуацию в Украине. Не случайно его интервью появилось в процессе продолжающихся переговоров о встрече в «нормандском формате». Не исключаю сценарий возможного давления таким образом на политическое руководство Украины. Такие интервью не спонтанны, согласуются на самом верху – в Кремле».