Анатолий Стреляный
писатель
Село большое, последний класс окончили аж десять человек. Родители сбросились по 800 (восемьсот) гривен и два дня гудели в школьной столовой. Село безработное, живёт с огородов и пенсий. Это, как видим, не помешало… Плюс расходы на бальные платья и прочее. Свадьбы гуляют так, будто тут олигарх на олигархе. Не ударить лицом в грязь. Чтобы не думали, что мы жадные. Чтобы было что вспомнить. Четверых из десяти, кстати, сделали медалистами: знай наших!
Из письма: «Вы знаете, сколько взято кредитов на плазмы, дорогущие авто и пр.? Живём химерами. Западный человек когда-то знал, что он может себе позволить, а что не может. Он гордился, что всё обдумал и не вышел из своего бюджета. Но вот и главная западная ценность: равенство самому себе поколеблена, если не сломлена. Западный человек залез в долги, чтобы выйти за собственные пределы. И за ним вышел весь мир с нами в пристяжке, Таким образом, хотя бы на одном помирились: я могу себе позволить не только то, что могу, но и то, что не могу, но хочу. Химерическая реальность победила товарно-денежную. Мир принял русскую философию с её презрением к «унижающему человека крохоборству» и катится известно куда: в ж... Это философия хама. Вот в чем роковой подвох современности. Уже нет самого понятия минимум. А нет минимума — нет и максимума. Вместо границы — горизонт. Это, конечно, свобода, но самоубийственная. Да и понятие свободы тоже постоянно перезагружается человеком так, как ему сейчас выгодно. А всё от духовной нищеты. Внутри-то нет ничего. А снаружи столько всего красивого!».
Про русскую философию, конечно, верно, но товарный фетишизм, престижное потребление, потребительское общество, консюмеризм — эти понятия возникли и вошли в научный оборот на Западе. Кичливое поведение и быт, жизнь напоказ осмысливали Маркс и до Маркса. Mehr scheinen, als sein. Казаться важнее, чем быть. Гёте. В чём смысл? Кто ж его знает…
Химеры — да, это всё от духовного убожества, но какой могучей производительной силой они оказываются на поверку! Более того, движущей силой истории… Престижное потребление (ПП) погнало колумбов в солёные воды. Иначе не было бы великих географических открытий, земляне загибались бы разрозненными стадами, не зная о существовании друг друга. Если бы шаровары запорожцев были несколько уже Чёрного моря, Войско не так высоко ценило бы дорогие сукна, которыми его ублажала Москва, и судьба Украины могла бы сложиться иначе (не обязательно лучше). ПП толкнуло Наполеона на Москву. Россия плохо соблюдала бойкот английских товаров, тайно пропускала их в Европу, а экономическое удушение Англии было целью жизни великого коротышки. Что это были за товары? Не хлеб, не мясо, не рыба. Тонкие сукна, кашемиры, колониальное баловство: кофе, чай, пряности, индиго...
Тяга к ПП прикончила социализм: даёшь «Берёзку» на каждом углу! («Берёзками» назывались магазины, два-три на столицу, где за валюту продавались западные товары.) Какое слово стало главным послесоветским словом? Правильно: крутой. Жить нужно круто. Без мобильника, без плазмы, без тачки, без чего там ещё — что за жизнь!
Вакханалия ПП началась с райского яблока, сорванного Евой, и с тех пор создаёт и создаёт, в наше время чуть ли не ежедневно, всё новые производства, отрасли и науки. И, между прочим, вдохновляет кое-кого ставить и ставить нам в пример птичек небесных. Эти добрые люди не верят, что у кого есть голова на плечах, тот и так знает меру, а у кого кочан капусты, того не остановит и виселица. Но чтобы человечество шло вперёд, нужно, получается, чтобы у большинства был кочан?! Чудны дела Твои, Господи!
Новости партнеров