Юрий Вишневский
журналист
Жалко тратить деньги или не жалко — это, конечно, зависит от того, сколько у нас денег, но еще больше от того, на что тратить. Среди 16–65-летних респондентов социологического исследования MMI Ukraine’2011/1, проведенного компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тысяч человек, почти две трети (65,2%) выразили согласие с утверждением «Я считаю себя экономным человеком», в том числе 18,7% — полное согласие. При этом разница между статусно-потребительскими слоями оказалась не такой уж и большой, как можно было бы ожидать: в «высшем среднем» слое считают себя экономными 56,4%, в том числе твердо уверены в этом 17,7%, а в слое «ниже среднего» — соответственно 70,1 и 23,4%.
При выборе каких товаров и услуг мы с особой придирчивостью смотрим на цену? Больше всего ответов «всегда стараюсь экономить» собрали бытовая, аудио-, видео-, фототехника и электроника (48,2% — от 32,4% в «высшем среднем» слое до 60,1% в слое «ниже среднего»), расходы, связанные с отпуском, путешествиями (47,8% — от 24,8 до 63%), а также расходы, связанные с привычным повседневным досугом (42,7% — от 23,3 до 57%). Несколько меньше нашлось тех, кто всегда экономит на транспортных расходах, в том числе расходах на обслуживание автомобиля (38,3% — от 20,9 до 51,4%), на покупке товаров бытовой химии, косметики и парфюмерии (37,5% — от 17,9 до 53,7%), на услугах мобильной связи и Интернете (36,2% — от 20 до 49,5%), еще меньше — на покупке одежды и обуви (28,7% — от 15,6 до 41,8%).
В то же время ответы «экономлю в самых крайних случаях» и «никогда не буду на этом экономить» чаще всего давались насчет экономии на коммунальных услугах и аренде жилья (55,6% — от 58,3% в «высшем среднем» слое до 52,3% в слое «ниже среднего»), на медицинских услугах и покупке лекарственных препаратов (55,3% — от 70 до 44,4%) и на покупке продуктов питания (46,4% — от 63,8 до 32,6%). Может показаться, что во всех этих ответах нет ничего удивительного: понятно, что они отображают наши приоритеты. Действительно, продукты питания и лекарства — это товары первой необходимости, а всякая техника и электроника — предметы даже не второй необходимости, а третьей. Но здесь есть один нюанс: иногда мы не хотим экономить, а порой просто не имеем такой возможности. Именно поэтому во всех слоях респондентов, кроме «высшего среднего», коммунальные услуги оказались приоритетнее продуктов питания, и во всех без исключения слоях приоритетнее продуктов питания оказались лекарства. Возможности экономить на коммунальных услугах жестко ограничены тарифами (их в отличие от колбасы нельзя выбрать подешевле). А экономить на лекарствах мы зачастую боимся. Какими бы мы ни были экономными.
Новости партнеров