Закон «о большой (ре)приватизации» в Украине может стать своеобразным геоэкономическим «токсическим активом» нынешней власти
Политический социолог Алексей Полтораков высказал изданию «Комментарии» мнение о рисках т.н. «большой приватизации». Напомним, что президент Украины Владимир Зеленский подписал закон об отмене списка запрещенных к приватизации государственных предприятий и поручил Министерству экономики начать подготовку к масштабной приватизации (в частности до 31 декабря передать в Фонд государственного имущества Украины на приватизацию 500 государственных предприятий).
«Основные, наиболее значимые риски т.н. «большой (ре)приватизации» четко и рельефно аккумулирует ситуация вокруг (ре)приватизации «Укртелекома». Прежде всего потому, что «Укртелеком» по своей социально-экономической сути – несколько неоднозначный, в чем-то даже «токсичный актив», с усугубляющимися проблемами общей «внутренней» рентабельности и смежных «внешних» вопросов инвестиционной привлекательности.
Ведь система проводной связи – основной рынок «Укртелеком» – постепенно территориально сужается, экономически уменьшается, социально маргинализируется. У всё большего числа людей, прежде всего в крупных городах, нет домашних телефонов – ввиду все большей экономической доступности, социальной популярности и инфраструктурной значимости мобильной связи.
Проводная связь значима лишь там, где есть те или иные проблема с покрытием/охватом «мобилок» – в сельской местности и т.п. Но именно там – наиболее высок уровень затрат и сложностей в обслуживании проводной инфраструктуры. В силу этого объем даже минимально необходимых (с учетом взаимных долгов, производных взаимозачетов и т.п.) для возвращения предыдущим приватизаторам-инвесторам вложенных средств может оказаться бОльшим, чем реальная рыночная стоимость предприятия.
Да и нынешняя государственно-управленческая бюрократия дополнительно может помочь «угробить» и без того небеспроблемную, устаревающую структуру своим «эффективным менеджментом» в стиле «здесь и сейчас». Вспомним хотя бы то, что «Укртелеком» до приватизации (2011 г.) был убыточным – обузой государственной казны и кармана налогоплательщиков.
Кроме того, очередные (ре)приватизационные игры государства с большим бизнесом – фактор, могущий оттолкнуть потенциальных внешних инвесторов, усилить и без того серьезные сомнения в стабильности пресловутого «инвестиционного климата» в Украине и действенности гарантий защиты частной собственности от очередных прихотей государственно-политической конъюнктуры.
В силу этого, уже сам Закон «о большой (ре)приватизации» как таковой может стать своеобразным геоэкономическим «токсическим активом» нынешней власти, недостаточно осторожно и тщательно просчитывающей свою макроэкономическую политику».