Легализация игорного бизнеса в Украине: есть проблемы с «защитными механизмами» против лудоманов

Идея с легализацией игорного бизнеса (запрещен в Украине с 2009 года) была в списке программных обещаний тогда еще кандидата в президенты Владимира Зеленского и партии «Слуга народа». И в ближайшее время в парламенте могут проголосовать за соответствующий законопроект. Политолог, сотрудник Международного центра перспективных исследований (МЦПД) Максим Степаненко высказал изданию «Комментарии» мнение, что легализация проведения азартных игр давно назрела. Но в в предлагаемом законе, по его словам, недостаточно учтены меры по борьбе с лудоманией (игровой зависимостью).

«Эта сфера фактически развивалась абсолютно хаотическим образом, невзирая на законодательный аспект. Создание же качественной законодательной базы дает шанс на создание цивилизованных правил игры для операторов проведения азартных игр, а самое главное – создать механизмы защиты населения от негативных проявлений азартных игр. Именно эта цель должна являться главным заданием в процессе легализации игорного бизнеса.

Давайте проанализируем один из аспектов «защитных механизмов» в законопроекте, который создает такое понятие как «самоограниченные личности». Вводится принцип «ответственной игры», механизмы реализации которого заложены в статье 17 правительственного законопроекта 2285. Данный принцип заключается в ограничении доступа к игорным заведениям людей, у которых выражена игровая зависимость (лудомания). Срок ограничения может колебаться от 6 месяцев до 3 лет.

Существует два способа ограничить доступ лудомана к игорным залам. Первый - персональное заявление человека, который стремится самоограничиться в доступе к игре. Второй – гражданин может быть ограничен в посещении игорных заведений по решению суда (иск к которому подали родственники первой линии этого человека) в случаях, когда «игрок путем участия в азартных играх наносит вред самому себе и / или своей семье путем приведения к тяжелому материальному состоянию».

Правительственный законопроект также предусматривает мониторинг лиц, пользующихся услугами игорного бизнеса, с помощью электронной системы осуществления мониторинга, который должен быть присоединен к каждому официально разрешенному игорному оборудованию. То есть каждый человек, который посещает игровые залы, должен внести свои персональные данные (в частности, данные паспорта и идентификационного кода плательщика налогов).

Персонализация игроков и осуществление мониторинга лиц, пользующихся услугами азартных игр, является положительным моментом, который создает возможности для выявления лиц, страдающих зависимостью - лудоманией.

Но условия, при которых зависимое лицо может быть ограничено в доступе к игорным заведениям, выглядят сложнореализуемыми. Эффективным средством является только предоставление персонального заявления по установленной форме, которое позволит не допускать лудомана к игре. Сомнительно, что лица, страдающие зависимостью от азартных игр, будут собственноручно писать заявления о недопущении себя к игре.

Другой же механизм, предусматривающий ограничение доступа зависимого человека к игре решением суда по обращению ближайших родственников, также не является совершенным. В первую очередь это касается длительного отрезка времени, который потребуется для получения подобного решения суда. Кроме того, родственникам в суде еще нужно доказать, что определенное лицо действительно наносит вред как себе, так и окружающим. То есть, у близких людей нет эффективного механизма ограничения доступа зависимого человека к «источнику азарта».

Фактически - сами работники сферы игорного бизнеса будут обеспечивать персональное использование игроков оборудования. То есть государство получит возможность видеть через систему мониторинга только те «аккаунты», которые играют. А вот обеспечивать персональный доступ к этим аккаунтам должны сами работники игорного заведения. При этом санкции, предусмотренные за допущение к игре лиц, не имеющих на это право (в том числе зависимых лиц), предусматривают лишь возврат ставки или выигрыша.

Более серьезные санкции предусматриваются за допуск к игре несовершеннолетних - за это придется заплатить 500 минимальных заработных плат (около 2,3 млн грн). При этом в статье 76 законопроекта «Аннулирование лицензии» нет прямой нормы, которая бы позволяла аннулировать лицензию операторам, которые нарушают требования законодательства именно в контексте причинения вреда личности или обществу в целом.

Если в «оффлайне» отслеживать данные нарушения хотя бы теоретически возможно, то обеспечить персональное участие игроками в «онлайне» будет практически невозможно.

Соответственно, ключевая роль в противодействии распространению лудомании и конкретным лицам, страдающим от зависимости от азартных игр, предоставляется именно работниками игорного бизнеса.

Конечно, в законопроекте также говорится по обязанность информирования посетителей об опасности лудомании, размещении информационных стендов в соответствующих помещениях игровых залах и т.п. Но это не может рассматриваться как эффективный метод уменьшения социально опасных последствий лудомании».

Читайте также