Рубрики
МЕНЮ
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что в начале декабря на встрече лидеров стран Североатлантического альянса в Лондоне одной из тем обсуждения станет обновленного подхода альянса к поведению Российской Федерации. В том числе - о поддержке Балтийского региона перед лицом наращивания военной мощи РФ. Эксперт-международник Александр Мишин оценил для издания «Комментарии» меры противодействия со стороны НАТО, а также евроатлантические перспективы Украины.
«Саммит НАТО, который пройдет 3-4 декабря в Лондоне, будет важным событием в контексте подведения промежуточных итогов деятельности крупнейшего военного альянса, которому исполнилось 70 лет.
Изначально организация создавалась в качестве инструмента коллективной безопасности, цель которого состояла в сдерживании наступления «красной угрозы», исходящей от СССР. В настоящее же время, после падения Берлинской стены и развала Организации Варшавского договора, угрозы для Альянса видоизменились. Поскольку страны-члены НАТО являются демократическими государствами, то их главными оппонентами выступают носители нелиберальных ценностей. И Россия с авторитарным режимом во главе президентом Владимиром Путиным видится опасным оппонентом, который ведет себя в духе «холодной войны».
Россияне не только наращивают военное присутствие на восточном фланге НАТО, проводят провокационные военные учения, такие как «Союзный щит», нарушая стандарты прозрачности ОБСЕ, но и прибегают к широкомасштабным подрывным акциям. После оккупации Крыма и развязывания конфликта на востоке Украины, следующими ключевыми мишенями их действий выступают страны Балтии, географически прилегающие наиболее близко к российской территории.
Чтобы обезопасить Балтийский регион, на Варшавском саммите НАТО в 2016 году было принято решение о разворачивании в Эстонии, Латвии, Литве и Польше многонациональных батальонов численностью в 4,8 тыс. военнослужащих. Они действуют на основе постоянной ротации, и интегрированы в состав вооруженных сил указанных государств, что позволяет им действовать слаженно.
Чтобы указанный инструмент сдерживания потенциального агрессора действовал более эффективно, его необходимо совершенствовать. Россия очень опасается, что в регионе будут размещены бронетанковые подразделения НАТО. До этого момента, вероятно, будет происходить формирование трех местных дивизий с бронетехникой на вооружении, т.н. «Балтийского корпуса» с единой штабной структурой. Оборонный потенциал этих сил в случае нападения должен составлять 30 дней противодействия.
НАТО будет работать над тем, как сократить время на логистику подкреплений, которые будут разворачиваться в помощь союзникам в рамках оказания необходимой поддержки в случае появления условий для применения статьи 5 Североатлантического договора.
Указанные меры должны убедит, Россию, что повторение «крымского сценария» в государствах-членах НАТО полностью исключено. Более того, страна-агрессор может быть в отместку отрезана от своего анклава Калининград, со всеми вытекающими для ее территориальной целостности последствиями. А стоит помнить, что оккупированный Крым также является территорией анклавного типа.
Что касается Украины и её евроатлантического курса, то НАТО ещё на Саммите в Брюсселе в 2008 году признало, что наша страна станет членом Альянса. Роль буфера от РФ совсем не приемлема для официального Киева в свете его устремлений относительно полноправного членства. Пока Украина не получила ПДЧ, и работает в рамках инновационного формата «Одна страна – один план». Это комплекс мер, который позволит приблизить Украину к стандартам НАТО в рамках работы по приоритетным направлениям. Его реализация сделает нашу страну более сильной и защищенной, что снизит желание России расширять агрессию.
Поскольку на будущем саммите в Лондоне будет вестись диалог об обновлении Стратегической концепции НАТО, то Украина, в виду ее стратегической важности для стабильности Европы, может ожидать еще большей поддержки со стороны своих евроатлантических партнеров».
Новости партнеров