Рубрики
МЕНЮ
Президент Украины Владимир Зеленский 25 ноября подписал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов" № 263-ІХ. Бывший работник СБУ и консультант Комитета Верховной Рады по вопросам национальной обороны безопасности Иван Ступак высказал изданию «Комментарии» мнение, что закон «о незаконном обогащении» реально поможет в борьбе с коррупцией - при условии отсутствия избирательного подхода к его применению.
«Согласно индексу восприятия коррупции за 2018 год, составляемый международной неправительственной организацией «Transparency International», Украина находится на «почетном» 120 месте из 180 возможных.
В этом списке наша страна уютно расположилась между Южноафриканской республикой Малави и Мальдивской Республикой, в которой по странному коварству судьбы так любил отдыхать с семьей пятый президент Украины Петр Порошенко.
25 ноября президент Украины Владимир Зеленский, после затянувшейся театральной паузы (сам закон был принят Верховной Радой Украины еще в 31 октября), наконец-то подписал закон о возвращении в уголовный кодекс ответственности за незаконное обогащение.
Вкратце суть закона такова: в уголовный кодекс вводится новая статья 368-5 «Незаконное обогащение». Т.е. если должностное лицо приобрело активы, стоимость которых на 6,2 млн грн (почти $260 тысяч долларов США) превышает его законно подтвержденные доходы, то это влечет за собой лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Кроме того, закон предусматривает, что иск о взыскании в доход государства сомнительных с точки зрения происхождения активов, рассматривает Высший антикоррупционный суд только в случае, если разница между их стоимостью и законными доходами должностного лица, составляет порядка 480 тысяч грн. ($20 тысяч долларов США), что, по сути, равняется стоимости неплохих швейцарских наручных часов.
Мировой опыт борьбы с незаконным обогащением в целом имеет долгую (в некоторых странах подобные законы приняты еще в 60-х годах прошлого века) и очень позитивную историю.
Как пример страны, которая выбрала жесткую реализацию наказания за незаконное обогащение можно выделить Гонконг. До 1974 года Гонконг был одной из самых коррумпированных стран в мире. Так, к примеру пожарная бригада даже не приступала к тушению горящего дома, пока жильцы не платили взятку, а в целом уровень коррумпированности госаппарата того времени составлял 94%.
Правительством Гонконга были приняли жесткие антикоррупционные законы, которые также жестко исполнялись. Была предусмотрена уголовная ответственность для чиновников, если они не могли объяснить суду, почему их уровень жизни и стоимость имеющихся активов не соответствует их официальному доходу.
После таких радикальных мер, коррумпированность госаппарата Гонконга сейчас равна приблизительно 2-3%, а в рейтинге восприятия коррупции страна занимает 15-ое место опережая Францию.
Принятие Украиной аналогичного закона - это долгожданное и необходимое условие для обуздания топ-коррупции с которой, к сожалению, последние 20 лет идет только лишь показательная, но мало результативная борьба. При условии отсутствия избирательного подхода к применению этого закона со стороны правоохранительных органов, могу с уверенностью прогнозировать, что в краткосрочной перспективе (до 5 лет) в Украине однозначно и значительно улучшится ситуация с топ-коррупцией.
Однако при всех позитивных моментах, есть у этого закона и небольшой изъян.
В судебном порядке в доход государства можно взыскать только те неправомерные активы, которые были приобретенным должностными лицами со дня вступления в силу этого закона, т.е. после 25 ноября 2019-го.
Таким образом, новый закон устанавливает статус-кво: всё имеющееся движимое и недвижимое имущество, которое возможно и было получено незаконным путем и которым на сегодняшний день владеют должностные лица, в судебном порядке не подлежит отчуждению в пользу государства».
Новости партнеров