Рубрики
МЕНЮ
Бюджет Украины на 2020 год будет дорабатываться (возможно – в процессе нового года, с помощью внесение туда изменений новыми законами). Об этом сообщил председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков. Эксперт по вопросам децентрализации и деятельности (проблемам) объединенных территориальных громад (ОТГ) Юрий Кушнир поделился с изданием «Комментарии» мнением, какие в главном финансовом документе есть неприятные моменты для местного самоуправления.
«На первый взгляд, для местных бюджетов после принятия бюджета страны на 2020 год кардинальных изменений в порядке формирования и базы наполнения существенных изменений не произошло. Хотя до последнего момента под угрозой был вопрос акциза с топлива. Его хотели извлечь из местных бюджетов. А это - 8 млрд. гривен по показателям 2019 года. К тому же данный сбор является четвертым из основных источников поступлений в местные бюджеты посла налога с доходов физлиц, платы за землю и единого налога.
К сожалению, осталась в госбюджете субвенция на социально-экономическое развитие регионов, которая потом «раздается» депутатам-мажоритарщикам на округа без каких-то внятных правил и подходов, что не может не тревожить. На мой взгляд, эти средства должны быть в Государственном фонде регионального развития, где четко определен порядок и критерии подачи заявок, а также финансирования проектов.
«Хронической болезнью» межбюджетных отношений остается ситуация с субвенцией на образование. Местные бюджеты - кроме того, что уже платят зарплату техперсоналу в школах и оплачивают энергоносители, - вынуждены доплачивать педработникам, так как доведенных из госказны средств не хватает. Остается два варианта: либо отвлекать средства от местных проектов благоустройства и содержания и так не самой лучшей коммунальной инфраструктуры, либо «оптимизировать» сеть учебных заведений – уменьшать доплаты учителям, а то и закрывать школы.
К негативу также можно отнести сворачивание проекта по созданию за счет средств госбюджета Центров предоставления административных услуг (ЦПАУ, или ЦНАП – на украинском) в громадах, ведь не каждый местный бюджет может позволить себе выделение нескольких миллионов на строительство и капремонт зданий под качественный ЦПАУ (хотя такие учреждения в основном зарекомендовали себя с лучшей стороны, поднимая имидж как местной, так и государственной власти).
Дьявол, как известно, кроется в мелочах. Из перечисленных выше крупиц, а их не две и не три, которые обывателю не всегда видны, формируется общая ситуация, которую имеют органы местного самоуправления накануне принятия местных бюджетов на 2020 год. Местным советам для планирования развития территорий нужны четкие правила игры хотя бы на несколько лет вперед, чтобы каждый новый закон о госбюджете не был откровением и причиной существенного пересмотра программ социально-экономического развития».
Новости партнеров