Встреча в «нормандском формате»: ставки и риски - весьма высоки
Ровно через неделю в Париже намечена встреча глав государств «нормандского формата» (Украина, Россия, Германия, Франция) касательно урегулирования конфликта на Донбассе. Своим мнением о плюсах и минусах этих переговоров с изданием «Комментарии» поделился доктор политических наук Игорь Пиляев.
«Встреча и переговоры в «нормандском формате» ‒ это на сегодня единственная реальная возможность на уровне первых лиц обсудить ключевой и острейший на сегодня, во всех отношениях стратегический кризис европейской безопасности и украино-российских отношений. Это реальная возможность, используя за основу Минские соглашения, разблокировать, прежде всего, политический процесс мирного урегулирования вооруженного конфликта на востоке Украины, актуализировать и согласовать алгоритм дальнейших (после подтверждения «формулы Штайнмайера» и разведения сил в Станице Луганской, Петровском и Золотом) конкретных шагов в военной, гуманитарной, институционально-правовой, социальной, экономической и других сферах.
На сегодня очевидно, что никто, кроме первых лиц "нормандской четверки", системно сдвинуть в конструктивном русле мирный процесс по Донбассу не в состоянии. Думаю, что заверения президента Зеленского о том, что в ближайшее время будет принят закон о всеукраинском референдуме, связаны не только с вопросом рынка земли, но и с инструментарием урегулирования данного вооруженного конфликта (который, по сути, блокирует не только приток к нам иностранных инвестиций, транзитный потенциал и модернизацию Украины, но и интеграционные процессы между ЕС и Восточной Азией, в частности, в контексте китайской и южнокорейской инициатив «Нового Шелкового пути»). Ведь любое дипломатическое урегулирование крупномасштабного конфликта ‒ это компромисс, который способен обрести полную легитимность и внутри страны, и на международном уровне именно через механизм общенародного референдума.
Ну и, конечно, на «нормандский формат» возлагаются сегодня основные надежды на выведение из тупика переговоров по транзиту российского газа из России в Европу, от чего в существенной степени зависит и газоснабжение Украины, особенно в контексте начала отопительного сезона. А это один из важнейших вопросов национальной энергобезопасности и социальной стабильности.
Минус переговоров в «нормандском формате» ‒ это отсутствие на них представительства от самих регионов вооруженного конфликта. Но до проведения признанных международным сообществом выборов в ОРДЛО такое представительство де-юре попросту невозможно.
На встречу 9 декабря ставятся высокие ставки, следовательно, и риски весьма высоки. Для Владимира Зеленского и его партии это, прежде всего, - риск, обрушения рейтинга народного доверия в случае провала переговоров. Для Украины в целом ‒ риск заморозки конфликта на неопределенную перспективу, что чревато продолжением мытарств и страданий миллионов наших граждан, усугублением экономического и социального кризиса, ценностным расколом в обществе. Это с высокой долей вероятности может привести к дальнейшей дивергенции Украины и стран Евросоюза по показателям институционального, экономического и социального развития (а она, по данным авторитетных отечественных ученых, наблюдается с 2014 г.), т.е. к усилению разрыва между декларациями и реальными результатами евроинтеграционного курса Украины, скатыванию страны в «серую зону» демодернизации».