Рубрики
МЕНЮ
Парламент Украины может до конца этого года принять во втором чтении «земельный закон» (о разрешении продавать и покупать земли сельхозназначения). Экономический и политический эксперт Борис Кушнирук высказал изданию «Комментарии» мнение, что земля должна быть не просто товаром, но и - ресурсом, который может создавать значительную добавленную стоимость.
«Я был и остаюсь сторонником прекращение моратория на продажу сельскохозяйственной земли. Наличие моратория формировало сырьевую структуру нашего аграрного сектора. Выиграл тот, кто играл на масштабах. Чем больше площадь, тем эффективнее ее можно использовать, получив максимальную прибыль на экспорте сырья.
При этом отсутствие рынка земли не давало возможность создать большую добавленную стоимость в аграрном секторе. Никто не старался вкладывать «долгие» средства ради увеличения плодородности. Землю жестко использовали временные хозяева, загрязняя пестицидами, минеральными удобрениями, не придерживаясь севооборота. Фактически – высасывая из нее все соки, уничтожая ее.
Мораторий на продажу земли стимулировал приоритетность выращивания массовых видов продукции (зерновые, маслиничные, птицеводство, свиноводство). Объем производства зерновых в Украине и их экспорт за последние двадцать лет вырос почти вдвое. Но это - сырьевая модель. Там маленькая добавленная стоимость.
Для сравнения: если мы от экспорта аграрной продукции (вместе с продуктами питания) выручаем около 19 млрд долларов в год, то, например, маленькие Нидерланды выручили в 2015 году примерно 82 млрд евро. Так что тут - вопрос эффективного использования.
Если мы снимаем мораторий, и правильно проводим земельную реформу, то сможем повысить добавленную стоимость от аграрного производства. Продавать не просто сырье, а уже переработанную продукцию.
Но тут начинается другая история. Если мы запускаем на рынок юридические лица, то фактически предоставляем доступ к земле нерезидентам. И тем самым консервируем сырьевую модель, выгодную для украинских и иностранных больших корпораций. Нерезидентам земля нужна как база для выращивания сырьевой продукции (зерновые, масляничные, продукция птицеводства и свиноводства). К тому же, для такого вида производства не нужно много рабочей силы. И будет происходить выдавливание украинских селян из сел. У них просто не будет, чем заниматься.
Если же мы говорим о модели, которая предполагает создание значительно большей добавленной стоимости, то тут не нужны масштабы, но нужны значительные вложения в землю ради получения хорошего урожая. Не нужны и больше площади - хватит от 50 до 100 га земли. Это - то самое фермерство, которое государство должно всячески стимулировать.
Фермер заинтересован в том, чтобы ЕГО земля была плодородной и давала значительно большую отдачу, нежели при выращивании зерновых. В нее необходимо значительно больше инвестировать, чем для участка под выращивание пшеницы или подсолнуха. Зато можно выращивать другие виды продукции: овощи, фрукты, ягоды. Действовать по принципу: «Это - мое, что я для себя делаю, для детей-внуков». К тому же, фермеры могут заниматься переработкой продукции. И она будет стоить уже значительно дороже, чем первичное сырье.
Но фермеры не смогут конкурировать с концернами. И когда планируют открыть рынок для юрлиц, то тем самым консервирует сырьевую модель агросектора. Если же государство продает свои с/х земли лишь физлицам (фермерам), то держава сама выступает кредитором. Можно дать отсрочку на выплату долга (20-25 лет) под минимальную кредитную ставку. И это будет стимулировать фермеров покупать землю в граница тех самых 200-300 га. Важно разработать ряд государственных программ поддержки фермеров.
В первую очередь необходимы инвестиции в сбережение выращенного и собранного урожая. Для этого следует поддерживать объединение фермеров в кооперативы, и уже им предоставлять бюджетную и кредитную помощь в строительстве современных хранилищ аграрной продукции. Правительство должно финансово стимулировать фермеров осуществлять инвестиции в капельное орошение, в переработку продукции. И тут, думаю, нужна помощь не только из госбюджета, но и от Всемирного банка.
Кстати, с господдержкой у нас – проблема. Сейчас обещают дешевые кредиты для тех, кто захочет купить землю. В госбюжет-2020 под это заложили 4 млрд грн. Но я напомню, что у нас нечто подобное было с молодежным ипотечным кредитованием. Закладывали первых несколько лет в госбюджет значительные средства на компенсацию уплаты процентов по ипотечным кредитам. А потом - экономический кризис, у правительства возникли новые приоритеты. Не до того, мол. В результате вся поддержка молодежного ипотечного кредитования, по сути, умерла. И это вполне закономерный итог неправильной модели поддержки молодежного ипотечного кредитования.
Таким же ошибочным путем правительство хочет реализовывать поддержку покупки земли фермерами. С гарантировано таким же результатом. Поэтому необходимо начинать формирования рынка с/х земли с продажи фермерам госземель. За счет полученных от продажи госземель средств можно начать формировать Земельный банк (институция, которая сможет выкупать у частных лиц землю и продавать фермерам на 20-30 лет под низкий процент). Таким образом мы получим стабильный механизм получении дешевых кредитов на покупку с/х земли фермерами. А сама земля будет не просто товаром, но – ресурсом, который может создавать значительную добавленную стоимость, и который работает, прежде всего, на украинцев и для украинцев».
Новости партнеров