Рубрики
МЕНЮ
Украина и России при посредничестве ЕС удалось достичь предварительных договоренностей по газовым вопросам. Стороны подписали протокол касательно транзита. Политический эксперт, директор Communication group Владимир Манько высказал изданию «Комментарии» мнение, что каждый в какой-то мере победил в этих договоренностях. Но риски для Украины есть - и немалые.
«Транзит российского газа по украинской трубе в Европу будет продлен на следующие пять лет. Это критически важно, прежде всего, для Украины. Наша ГТС будет работать, генерировать прибыль и дальше будет находиться в интеграции с европейской газовой инфраструктурой.
Для России отказаться от наших транзитных мощностей означает потерю части европейского рынка газа, которое мгновенно займут другие поставщики. А собственных транзитных мощностей России пока не достаточно, чтобы обойтись без Украины.
Поэтому и объемы транзита, указанные в протоколе такие - первый год больше, а затем меньше. Это означает, что Россия, несмотря на санкции, не откажется от завершения Турецкого потока (осталась наземная часть) и Северного потока - 2 (осталось 300 км. Морского участка, а наземная есть - газопровод Опал).
Очевидно, что российской стороной рассчитывается, что 2020 будет последним годом, когда украинская ГТС будет оставаться для них основной.
Другая часть протокола - долги. Здесь ситуация следующая: те из них, что уже определены судами Россия согласилась отдать причем уже к Новому году и живыми деньгами, а не газом или скидками, как прогнозировалось. Таких долгов где-то 3 миллиарда долларов. Потенциальные долги (а таких - почти 19 миллиарда долларов) решили аннулировать.
Дело в том, что Антимонопольный комитет Украины насчитал штраф Газпрома за время действия действующего контракта (10 лет) 7 млрд. долл. за злоупотребление монопольным положением. Но это решение еще можно попытаться оспорить в судах.
Также Нафтогаз должен иск к Газпрому в Стокгольме на сумму 12 млрд. долл. которым требует компенсации потерь из-за строительства СП - 2. Говорят, что это очень перспективное дело, учитывая европейское антимонопольное законодательство.
Так вот эти претензии украинская сторона отменяет и идет на мировые соглашения. Кстати это можно трактовать как согласие на Северный поток - 2, что Россия непременно использует в будущем.
Последняя часть протокола дает возможность прямых закупок российского газа Украиной по ценам европейских хабов.
В случае имплементации протокола в полноценное соглашение и подписания стороны войдут в 2020 год каждый при своих интересах и без взаимных претензий. Возможны ли в будущем новые газовые конфликты между Украиной и Россией? Скорее – да. И они будут касаться главного вопроса: украинская ГТС будет оставаться главной артерией, которой будет идти российский газ в Европу или второстепенной?»
Новости партнеров