Рубрики
МЕНЮ
Закон, открывающий украинский рынок земли, так и не был принят украинским парламентом окончательно. Экономист Григорий Кукуруза высказал изданию «Комментарии» мнение о перспективах рынка земли на 2020 год.
«20 декабря, в последний рабочий день парламента в 2019-м, так и не были проголосованы ни закон о рынке земли, ни о продлении моратория на еще один год.
Из-за активных протестов оппозиции, аграрному комитету Верховной Рады не удалось рассмотреть все правки, предложенные ко второму чтению (более 4000), и подать итоговую редакцию в зал. Но и намерения продлевать мораторий у Зе-комманды – также нет.
То есть, в 2020 году нас ожидает возобновление тяжелого процесса согласования и поиска “компромиссного сценария” будущего рынка земли.
Что касается “окна” между 1 января 2020 года и будущей датой подписания закона о рынке земли президентом (возможно, его удастся провести уже в 1 квартале), то Земельный кодекс предусматривает автоматическое продление запрета на покупку / продажу земли.
Поэтому, никакого «дикого рынка» с 1 января не предвещается, а проведенные сделки будут считаться незаконными.
Каким именно законопроект №2178-10 попадет в руки депутатов – пока не ясно. Но общие характеристики следующие:
1) Иностранцы. Если редакция к первому чтению предусматривала допуск иностранцев через 5 лет после открытия рынка (с 01.10.2024), то сейчас – данный пункт полностью убран из законопроекта (по предварительным данным). Более того, землю не смогут купить даже отечественные агрохолдинги, часть акций которых принадлежит иностранцам (по факту, все котирующиеся на внешних биржах игроки). Впрочем, очевидно, что вопрос притока иностранного капитала – временный. И если его не проголосуют в Законе о рынке земли, то спустя год-второй этот пробел придется закрывать до-внесением правок.
2) Концентрация. Вместо изначально предложенного ограничения максимального объема земельного банка в 200 тыс. га (0,5% от общей площади сельскохозяйственных земель) – сейчас обсуждается диапазон от 10 до 50 тыс. га. И решение тяготеет к первой цифре.
3) Государственная поддержка. Остается в объеме 4,4 млрд грн. на 4 квартал 2020 года и предположительно такая же сумма средств - будет заложена бюджетом на 2021-й год.
Из рисков: при действующей ставке кредитования от 20% и заявленных Министерством экономики 5% льготной ставки для фермеров, фонда господдержки хватит на кредитование аграриев всего в 780 тыс. га (и 1,3 млн га, если учесть средства поддержки на 2021 год).
При этом, общий объем земли под мораторием - 26 млн га, из которых 10% или 2,6 млн га. – это стартовое предложение, которое «выльется на рынок» сразу же после отмены моратория.
Параллельно, существенные риски для фермеров заключаются в том, что вопрос долгосрочности кредитов – пока так и поднят. Что если в 2022 или 2023 – строка кредитования аграриев – не попадет в бюджет? Тогда кредитная нагрузка на фермеров, купивших землю из расчета на поддержку государства, ляжет исключительно на их плечи. Очевидно, часть их них может разориться.
Если говорить в целом, то риски открытия рынка земли, конечно же, сохраняются. Но они значительно меньше, чем положительный экономический эффект от снятия моратория. Как минимум, для платежного баланса, «свести в плюс» который в следующем году без земельной реформы, можно будет только ослаблением курса и меньшим, чем нужно для сохранения макро-стабильности, приростом золотовалютных резервов».
Новости партнеров