Рубрики
МЕНЮ
В первом квартале 2020 года в Украине обещают подготовить законопроект о языках национальных меньшинств (что особенно актуально после того, как Венецианская комиссия раскритиковала языковой закон Украины). Политический социолог Алексей Полтораков считает, что имеет смысл дождаться вердикта Конституционного Суда Украины, решение которого может стать оптимальной «точкой отсчета», с учетом рекомендаций Венецианской комиссии.
«Основная претензия Венецианской комиссии сводилась, прежде всего к тому, что в законе недостаточно обоснована и прописана позиция о функционировании языков – а прежде всего языков национальных меньшинств.
Однако эта проблема касается в первую очередь тех этнолингвистических групп, языки которых находятся под реальной угрозой (скажем, тот же караимский или крымско-татарский), во вторую – языков компактно проживающих этноконфессиональных групп (скажем, венгры Закарпатья) и лишь в третью – носителей русского языка, рассредоточенных почти по всей Украине.
Кроме того, в отличие от таких языков как караимский или венгерский, у русского языка нет однозначной привязки к соответствующей этнонациональной группе (караимы венгры). Он является скорее языком меж(!)национального общения – и не требует специальной защиты.
В силу этого законопроект о языках национальных меньшинств к проблематике «особого статуса Донбасса» имеет лишь косвенное отношение. Скорее наоборот – гораздо принципиальнее, серьезнее и острее стоит «обратная» проблема.
Это, прежде всего, проблема украинского языка в ОРДЛО, к которой примыкает менее ярко выраженная, но не менее принципиально значимая проблематика украинского и крымскотатарского языков в Крыму.
Однако предварительно практически нет серьезных сомнений в том, что вопрос социально-правового статуса русского языка как языка национальных меньшинств будет активно использоваться пророссийскими силами в деструктивных целях. Дополнительную пикантность ситуации придает то обстоятельство, что вывод Венецианской комиссии акцентирует внимание именно на том, что языковой закон не должен провоцировать внутренние конфликты.
Однако поднимающийся вокруг этой проблематики «хайп», особенно при его дополнительной внешней «раскрутке», может еще более осложнить и без того напряженную ситуацию в Украине, и прежде всего именно по этнокультурной проблематике ОРДЛО. Так что имеет смысл как минимум дождаться вердикта Конституционного Суда – именно его решения может стать оптимальной «точкой отсчета», с учетом рекомендаций (!) Венецианской комиссии.
Гораздо более значимой проблемой является до сих пор нерешенный вопрос всеукраинской переписи населения, которая позволила бы прояснить сегодняшнюю «языковую карту» Украины как первооснову государственной языковой, образовательной, социокультурной и т.п. политик.
Ведь основной «бекграунд» критики – данные 2001 г., которые по понятным причинам совершенно не отвечают нынешним реалиям».
Новости партнеров