Самообслуживание
«Положение истинно трагическое! — пишет Белинский в 1840 году. — Меня убило это зрелище общества, в котором властвуют и играют роли подлецы и дюжинные посредственности, а всё благородное и даровитое лежит в позорном бездействии на необитаемом острове». Таких высказываний множество, их встречаем даже у самых крепких имперцев и патриотов. Легче перечислить тех из мыслящих людей, кто был настроен иначе, хотя общее их число было совсем небольшим. Почти все они восклицали вслед за Белинским: «Отчего же европеец в страдании, — имелась в виду гражданская скорбь, — бросается в общественную деятельность и находит в ней выход из самого страдания?».
Дело было не только в «гнусной расейской действительности» и безучастности русского человека. «Белинские» настроения питались и природным складом, нутром людей известного типа. Первым, кто занялся психологией отечественных отрицателей, был Д.Н. Овсянико-Куликовский (1853–1920), видный российский и украинский историк культуры. В страданиях «людей сороковых годов» он отметил, прежде всего, рост личности. «Мы имеем здесь дело с идейным отрицанием действительности, как нравственным правом личности, переросшей данный уровень общественного, морального и национального сознания». У такого отрицателя два пути. Один — «в романтическую тоску, в заоблачный порыв, в расплывчатый и бесплодный Weltschmerz» (мировую скорбь). Этот путь он недвусмысленно относит на счёт психического недуга: неуравновешенности, дряблости. Второй путь — к жизни со всем, что в ней намешано, к реализму в философии и искусстве, к творческому взаимодействию с действительностью, «как она исторически сложилась». Это путь личности со здоровой психикой. Разлад с действительностью служит толчком к делу, а не к наслаждению своим недовольством. Рост личности в империи со второй половины ХIХ века шёл довольно быстро, и не только вверх, но и вширь. К нашим дням интеллигентская скорбь проникла в массы, снизилась там, огрубела и по-хозяйски овладела наиболее грамотной частью народонаселения. До последних лет, однако, только редакционные работники имели достаточное представление о легионе личностей, выросших до надрывного отрицания и остановившихся на сей точке. Недавно их стали называть политизированными гражданами. Теперь ими может любоваться всяк, у кого есть доступ к Сети. Она заполнена гражданскими стенаниями и выкриками, реформаторским рассуждательством. Вышелушился особый слой. У этих людей много свободного времени и нет желания что-то делать. Нет потребности заглянуть в источники, прежде высказаться. Плюют на знаки препинания, не исправляют описок… Новостью следует считать отсутствие тщеславия в привычном смысле: мало кто выступает под своим именем. Может быть, так высоко ценится возможность не отвечать за сказанное? Или всё-таки оголенно бескорыстный крик души? Некоторые ждут гения, который найдёт способ избавить Всемирную сеть от мусора, в том числе и этого. Задача пока представляется сверхтрудной и щекотливой. Как обойтись без покушения на святая святых Сети — отсутствие цензуры, редактуры, отбора? А может, не стоит ломать голову? В дело вступает такой специалист по решению неразрешимых проблем, как стихия. Политизированные форумчане уже представляют собой параллельный мир — параллельный миру труда и реальной борьбы. Они всё меньше нуждаются в толчках, поводах извне — в пище из реальности. У них свои события, интриги, свои властители дум. Самообслуживание. Можно, конечно, представить себе «клапан содержательности», который будет автоматически отсекать трёп. Но как подумаешь, что первыми будут отброшены твои собственные тексты…