Анатолий Стреляный
писатель
«Положение истинно трагическое! — пишет Белинский в 1840 году. — Меня убило это зрелище общества, в котором властвуют и играют роли подлецы и дюжинные посредственности, а всё благородное и даровитое лежит в позорном бездействии на необитаемом острове». Таких высказываний множество, их встречаем даже у самых крепких имперцев и патриотов. Легче перечислить тех из мыслящих людей, кто был настроен иначе, хотя общее их число было совсем небольшим. Почти все они восклицали вслед за Белинским: «Отчего же европеец в страдании, — имелась в виду гражданская скорбь, — бросается в общественную деятельность и находит в ней выход из самого страдания?».
Дело было не только в «гнусной расейской действительности» и безучастности русского человека. «Белинские» настроения питались и природным складом, нутром людей известного типа. Первым, кто занялся психологией отечественных отрицателей, был Д.Н. Овсянико-Куликовский (1853–1920), видный российский и украинский историк культуры. В страданиях «людей сороковых годов» он отметил, прежде всего, рост личности. «Мы имеем здесь дело с идейным отрицанием действительности, как нравственным правом личности, переросшей данный уровень общественного, морального и национального сознания». У такого отрицателя два пути. Один — «в романтическую тоску, в заоблачный порыв, в расплывчатый и бесплодный Weltschmerz» (мировую скорбь). Этот путь он недвусмысленно относит на счёт психического недуга: неуравновешенности, дряблости. Второй путь — к жизни со всем, что в ней намешано, к реализму в философии и искусстве, к творческому взаимодействию с действительностью, «как она исторически сложилась». Это путь личности со здоровой психикой. Разлад с действительностью служит толчком к делу, а не к наслаждению своим недовольством.
Рост личности в империи со второй половины ХIХ века шёл довольно быстро, и не только вверх, но и вширь. К нашим дням интеллигентская скорбь проникла в массы, снизилась там, огрубела и по-хозяйски овладела наиболее грамотной частью народонаселения. До последних лет, однако, только редакционные работники имели достаточное представление о легионе личностей, выросших до надрывного отрицания и остановившихся на сей точке. Недавно их стали называть политизированными гражданами. Теперь ими может любоваться всяк, у кого есть доступ к Сети. Она заполнена гражданскими стенаниями и выкриками, реформаторским рассуждательством. Вышелушился особый слой. У этих людей много свободного времени и нет желания что-то делать. Нет потребности заглянуть в источники, прежде высказаться. Плюют на знаки препинания, не исправляют описок… Новостью следует считать отсутствие тщеславия в привычном смысле: мало кто выступает под своим именем. Может быть, так высоко ценится возможность не отвечать за сказанное? Или всё-таки оголенно бескорыстный крик души?
Некоторые ждут гения, который найдёт способ избавить Всемирную сеть от мусора, в том числе и этого. Задача пока представляется сверхтрудной и щекотливой. Как обойтись без покушения на святая святых Сети — отсутствие цензуры, редактуры, отбора? А может, не стоит ломать голову? В дело вступает такой специалист по решению неразрешимых проблем, как стихия. Политизированные форумчане уже представляют собой параллельный мир — параллельный миру труда и реальной борьбы. Они всё меньше нуждаются в толчках, поводах извне — в пище из реальности. У них свои события, интриги, свои властители дум. Самообслуживание. Можно, конечно, представить себе «клапан содержательности», который будет автоматически отсекать трёп. Но как подумаешь, что первыми будут отброшены твои собственные тексты…
Новости партнеров