Юрий Вишневский
журналист
Три года назад Украину настиг мировой финансовый кризис. И уже два года статистика свидетельствует о том, что нижняя точка экономического спада пройдена и наблюдается улучшение макроэкономических показателей. Однако мы до сих пор не услышали от правительства вразумительных прогнозов, когда же уровень жизни граждан вернется на докризисный (хотя и тот уровень нельзя признать удовлетворительным).
Чтобы оценить, сколько еще осталось пройти, сравним результаты социологического исследования MMI Ukraine за второй квартал 2008 года (до кризиса) и за аналогичный период 2009, 2010 и 2011 годов. Это исследование проводит компания TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. человек (у остальных категорий граждан — жителей сельской местности и малых городов, а также поколения старше 65 лет — уровень жизни, понятно, еще ниже). Доля респондентов (тех, кто не затруднился ответить), у которых покупка одежды вызывает серьезные проблемы или денег не хватает даже на питание, в 2008 году составляла 18,6%, в 2009-м выросла до 30,1%, но в 2010-м сократилась до 23,3%. Если бы сохранялась тогдашняя динамика, можно было бы ожидать, что в 2011 году уровень бедности снизится до показателя, меньшего показателя 2008 года, но вместо этого произошел рост до 25,8%. Таким образом, за последний год не было достигнуто никакого прогресса в преодолении бедности — только регресс.
Но самое печальное другое. В 2008 году почти треть — 31,1% — респондентов заявили, что им вполне хватает денег на крупную бытовую технику (хотя не все из них, понятно, могли купить новый автомобиль или квартиру), в 2009 году этот показатель упал до 20,8%, в 2010-м подрос ненамного — до 23,7%, а в 2011-м продемонстрировал падение до 19,8%. Это означает, что доля семей, располагающих средствами на крупные покупки, вообще не поднялась за последние два года, после того как упала из-за кризиса в полтора раза. Между тем именно этот показатель позволяет судить, действительно ли происходит оживление экономики. В самом деле, уровень бедности можно снизить путем увеличения государственных расходов на соцобеспечение, но вот чтобы рос платежеспособный спрос на товары помимо продуктов питания, одежды и прочих предметов первой необходимости, у людей должны расширяться и увеличиваться возможности зарабатывать соответствующие деньги.
Поставило ли правительство перед собой цель развития малого бизнеса, улучшения предпринимательского климата, укрепления среднего класса? Ответ на эти вопросы тот же, что и на вопрос о том, стоит ли ждать повышения уровня жизни.
Новости партнеров