Послание Путина: что кроется за посылами президента России
Сегодня президент РФ Владимир Путин во время послания Федеральному собранию сделал ряд громких заявлений. Доктор политических наук, политический эксперт Валентин Якушик высказал изданию «Комментарии» свое мнение касательно путинского послания.
«Посмотрев и послушав обращение президента Российской Федерации с посланием к Федеральному собранию, захотелось сразу же поделиться некоторыми своими мыслями и ощущениями.
1. Обстановка и общий контекст. Атмосфера официоза и чинопочитания, чем-то даже напоминающая брежневскую эпоху. Однако, разве не является похожей атмосфера на торжественных «протокольных мероприятиях» и во многих современных республиках и монархиях с режимом стабильной демократии, при которой одна часть элиты открыто не демонстрирует своё недовольство и пренебрежение статусом и ролью другой её части?
Символично присутствие на торжественном заседании Федерального собрания Патриарха Кирилла, особо подчеркивавшееся в «картинке» телекамер. Не получилось гармонично институционализировать его надгосударственную, цивилизационную роль и теперь на символическом уровне она явно сосредоточена, прежде всего, в рамках общефедерального масштаба.
2. Говоря «правильные», соответствующие задачам модернизации общества и государства слова и тезисы, президент Путин выглядел довольно бодрым, но слабо эмоционально и концептуально погруженным в общесоциальную (не чисто политическую) проблематику.
Он, конечно же, сочувствует «простым людям», хотел бы перемен, но в то же время понимает, что с бездушной и апатичной бюрократической машиной сложно что-то сделать без риска непредсказуемых потрясений. Поэтому и избрана стратегия «малых шагов», полумер.
3. Путин в целом дает понять, что он согласен с тем, что ельцинская Конституция была лишь по виду демократической, а по сути олигархической и неоколониальной. При этом дискурс послания президента показывает, что он вполне доволен нынешним, во многом подчиненным государственной бюрократии статусом отечественной олигархии.
Логичным и давно ожидавшимся является предложение отказаться от фактически неоколониального, навязанного в 1993 году «молодой постсоветской демократии» положения пункта 4 статьи 15 конституции РФ («Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора») и замене его на соответствующую идеям и политике «суверенной (управляемой) демократии» и копирования американских моделей международного поведения однозначную четкую формулировку: «Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».
4. Без особого энтузиазма, но с пониманием невозможности безболезненного отказа от конституционного положения об ограничении продолжительности пребывания президента на своем посту двумя сроками подряд, президент вносит предложение о предстоящем некотором ограничении полномочий президента – о перераспределении полномочий между ним и парламентом. Логичный шаг - с учетом того, что Владимиру Владимировичу в скором времени, видимо, придется снова задумываться о планах перехода на работу главой правительства – если вдруг не появится нового достойного государственного поста типа того, какой в свое время был у Дэн Сяопина или какой сейчас у Нурсултана Назарбаева.
Признание президентом Путиным необходимости сохранения президентской формы правления является вполне логичным, с учетом явной дисфункциональности в условиях современной России возможной парламентско-президентской формы и устаревания нынешней суперпрезидентской формы. При этом несколько коробит латентное сомнение президента (и представляемой им политической и экономической элиты) в уровне способности народа к самоуправлению, звучащее в якобы похвальных словах о возросшем уровне «общественной зрелости».
5. Интересны предлагаемые конституционные новации в вопросе исключения из числа высшего чиновничества не только носителей двойного и тройного гражданства, но также и обладателей зарубежного вида на жительство. Конечно же, не решился президент выдвинуть дополнительное требование в этом вопросе, касающееся необходимости аналогичного статуса и ближайших родственников (детей, внуков, родителей, супругов) государственных деятелей и чиновников – слишком уж болезненным для очень многих его соратников и подчиненных это оказалось бы и было нереально «жестоким» политическим ходом. Но ничего, интересный месседж получен и услышан, скорее всего, сможем реализовать эту идею в недалеком будущем у нас, в Украине.
***
Это лишь некоторые из смыслов, которые хотелось «по горячим следам» упомянуть. Текст послания интересен для понимания процессов в России и мире в целом. Есть целый ряд параллелей, о которых следует задуматься и нам в Украине».