Россия хочет потепления отношений с Украиной, но - с забвением

Политолог, доктор исторических наук Елена Галкина высказала изданию «Комментарии» мнение, что стремление украинской власти урегулировать конфликт на Донбассе (и важные в этом ракурсе прямые контакты с российским руководством) не должно позволить забыть, что и почему произошло (и происходит) на востоке Украины.

«Опасения некоторых экспертов и политиков, что президент Украины Владимир Зеленский «сдастся» России во время «нормандского саммита» в Париже 9 декабря, не подтвердились. И до, и в процессе, и после встречи он обозначил «красные линии», с которыми я совершенно согласна.

Первое - невозможность федерализации. Украина должна быть унитарным государством. Все полномочия, которые есть у органов местного самоуправления, в том числе в рамках децентрализации, делегируются сверху, определяются Конституцией Украины. И никаких договоров между центральной властью и местной властью касательно самостоятельной внешней политики регионов и их собственной оборонной стратегии в принципе не должно быть.

Второе – вектор развития страны будет выбирать исключительно народ Украины. Это значит, что никаких договоренностей с РФ, Западом, с оккупационными администрациями по поводу того, идет Украина в НАТО, ЕС или куда-то еще – не может быть. Как вариант - лишь всеукраинский референдум по этому поводу.

Третье – невозможность уступки территории. И Крым, и Донбасс – это Украина.

Все возможные уступки могут проходить только вне этих рамок. При этих условиях Украине удастся организовать более-менее свободные выборы на оккупированных территориях (и победить там). Но стратегически для Кремля более удобен конфликт низкой интенсивности, какой мы имеем сейчас.

Крайне нежелателен (и при этом весьма вероятен) вариант, который я называю «формула Альцгеймера». То есть, потепление отношений между РФ и Украиной - с забвением. Не будет серьезного продвижения в урегулировании ситуации на Донбассе (хоть прекратить стрелять, частично восстановить экономические отношения, продолжить обмен пленными – реально), не будет прорыва. Но будет потепление между Киевом и Москвой.

В то же время, надо понимать, что забывать о том, что и почему произошло (погибли более 13 тысяч человек, ранено – свыше 20 тысяч, война началась с действий российских диверсионных групп и подпитывается Россией же), перестать об этом говорить – очень опасно. И именно этого хочет Россия – потепления отношений с забвением. Чтобы Украина - как уже отказалась от претензий по газовым спорам, отказалась и от международных судов касательно конфликта на Донбассе.

Это очень опасная история, которая может перечеркнуть усилия по построению украинской гражданской нации».

Читайте также