В законопроекте об открытии рынка земли в Украине есть две спорные нормы
На этой неделе парламент может рассмотреть законопроект № 2178-10 о введении рынка сельскохозяйственной земли. Политолог, эксперт Украинского института политики Даниил Богатырев высказал изданию «Комментарии» мнение о перспективах принятия этого документа, а также о его плюсах и минусах.
«Данный законопроект имеет все шансы на принятие, так как является частью фундаментальной программы нео-либеральных реформ, запланированных действующей властью еще в период избирательной кампании и согласованных с западными партнерами. На текущий момент основной вопрос состоит не в том, примут ли законопроект об открытии рынка земли во втором чтении, а в том, когда это случится – и какие нормы будут прописаны в окончательном документе.
Последняя версия данного законопроекта, которая была доступна публике, содержала крайне спорную норму, согласно которой банки и кредитные учреждения смогут концентрировать в своих руках неограниченные объемы земли на срок до двух лет. Предполагается, что земля будет попадать им в качестве залога по невозвращенным мелкими аграриями кредитам.
Данная норма таит в себе угрозу того, что специально с целью завладеть земельными ресурсами, иностранные банки начнут активно кредитовать украинских аграриев, а затем - заполучать их землю и перепродавать ее через пару лет, когда цена возрастет. По слухам, для проведения подобных операций на будущем украинском рынке земли, партнер Сороса – Томаш Фиала – уже купил один из польских банков и приобретает офисные помещения для открытия его филиалов в разных регионах Украины. Описанная норма законопроекта также может быть использована для обхода запрета на скупку земли иностранцами. Поэтому, если ее не уберут из окончательной редакции, это профанирует всю суть принятого законопроекта.
Еще одной спорной нормой является ограничение по максимальной концентрации сельхозземель в руках одного юрлица. По сравнению с первоначальным вариантом законопроекта, в текущей версии максимальный объем концентрации был снижен с 200 тысяч до 10 тысяч гектаров. Однако отечественные аграрии говорят, что даже это – слишком много. Особенно - в условиях, когда данную норму законопроекта можно будет легко обойти при помощи подставных лиц».