Наибольшую выгоду от обострения ситуации в Сирии и Ливии получает Москва

Эксперт-международник Александр Мишин рассказал изданию «Комментарии», кому выгодна эскалация в Сирии и Ливии, а также – какие у этих событий могут быть последствия.

«Конфликты в Сирии и Ливии, порожденные на волне «арабской весны», продолжаются уже почти 9 лет, пройдя множество периодов эскалации. Оба конфликта уже пережили периоды кульминации и находятся в стадии приближения к логическому завершению. Но это совсем не значит, что развязка в них наступит быстро, так как ставки сторон очень высоки.

В Сирии армия Асада ведет наступление на последний оплот антиправительственной суннитской оппозиции в бывшей зоне деэскалации Идлиб. В Ливии отряды фельдмаршала Хафтара с апреля 2019 года проводят операцию по блокированию и захвату столицы Триполи, где находится признанное ООН правительство страны.

Важной особенностью обоих конфликтов, выступает наличие фактора внешнего вмешательства, который является определяющим. При этом, как в Сирии, так и в Ливии можно наблюдать пересечение интересов России и Турции, ведь они находятся по разные стороны баррикад.

При этом наибольшую выгоду от обострения ситуации и в Сирии, и Ливии получает Москва, которая, подогревая конфликты, обретает возможность оказывать давление на Европейский Союз, актуализируя риск появления новых потоков беженцев, как с Ближнего Востока, так и из Африки.

Но текущая оперативная ситуация на сирийском и ливийском фронтах разнится.

В сирийском Идлибе растет риск прямого противостояния регулярной армии Турции и россиян, которые оказывают поддержку режиму Асада с воздуха. Анкара совершенно не доверяет России, и всё больше осознает, что необходимо нормализовать отношения с США и другими союзниками по НАТО. Хотя турки понесли большие потери, после гибели 33 ее военных от рук армии Асада и российских ВКС в Идлибе речь о применении 5-й статьи Вашингтонского договора НАТО о коллективном ответе против турецких обидчиков пока не идет. Но это совсем не означает, что Турция не будет мстить убийцам ее военных. А, значит, силы Асада и россиян может ждать турецкая «отплата» в различных формах.

Относительно Ливии, где на стороне Хафтара воюют российские наемники из ЧВК Вагнера, в том числе обеспечивающие ПВО мятежников, наметилась некоторая разрядка. После переговоров в Женеве на текущей неделе под эгидой ООН по формуле 5+5 (по пять представителей от правительства и мятежников), стороны конфликта договорились о режиме прекращения огня. Хоть это и дает надежду на улучшение ситуации, но пока будет сохраняться блокада нефтяных терминалов со стороны сил Хафтара, говорить о полной стабилизации в сфере безопасности в Ливии преждевременно».

Читайте также