Крым и Донбасс – не предел: Россия хочет царствовать на постсоветском пространстве
На недавней Мюнхенской конференции по безопасности ряд экспертов, а также Российский совет по международным делам, представили документ под названием «Двенадцать шагов к усилению безопасности в Украине и евроатлантическом регионе». Он вызвал немало острой критики в Украине (в том числе касательно предложений по Донбассу). Глава правления «Майдана иностранных дел» Олег Белоколос высказал изданию «Комментарии» мнение, что продолжение подобных дипломатических ударов со стороны России – следует…
«Есть основания полагать: для нас события могут опять развиваться по хорошо знакомому сценарию: «если ты не занимаешься внешней политикой, то она непременно займется тобой». Это уже было в нашей истории и закончилось оккупацией Россией Крыма и войной на Донбассе.
Анализ имеющейся информации позволяет предположить, что появлении вышеупомянутого документа в Мюнхене является прямым отражением тех активных дискуссий и неоднозначных настроений, которые сейчас проявляются во многих европейских странах. А именно: Европейский союз нуждается в новой восточной политике; США становятся более сконцентрированными на себе, и их внешняя политика будет направлена на Тихоокеанский, а не на Атлантический регион; Европе нужен баланс между хорошими отношениями с РФ и поддержанием нормальных контактов с США.
У Украины в Европе есть много друзей, которые искренне поддерживают нас в сдерживании России. В тоже время, многие сегодня в Европе всерьез считают, что необходимо четко разделять проблемы, которые можно решить, и вопросы нерешаемые в ближайшей перспективе.
Европа не признает оккупацию Крыма, но явно не готова предметно заниматься этим вопросом, а хочет сфокусировать имеющиеся силы и ресурсы на решения «проблемы восточной Украины». В том числе, поэтому 27 февраля в Москве состоялась презентация 130-страничного экспертного доклада о решении проблемы так зазываемых «срединных государств» Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины под названием «Пересмотр регионального порядка в постсоветской Европе и Евразии»: Само же исследование, по сообщениям СМИ, было инициировано американской корпорацией RAND совместно с региональным офисом немецкого Фонда имени Фридриха Эберта».
В центе документа – пересмотр регионального порядка с тем, чтобы соперничество за постсоветские страны было сведено к минимуму путем конструирования так называемой новой региональной архитектуры безопасности. Для этого, в частности, предлагается создать некий механизм консультаций с участием США, России и ЕС по вопросам региональной безопасности.
Авторы также предлагают самим «срединным государствам» отказаться от стремления присоединиться к тому или иному блоку и объявить себя нейтральными. Это названо «третьим путем». Так, эксперты считают нереальным вступление Украины и Грузии в НАТО в обозримой перспективе, но гипотетически полагают, что принятие внеблокового статуса повысило бы шансы на восстановление территориальной целостности этих стран. Судя по всему, Украине в очередной раз предлагаются какие-то новые, «железные» гарантии безопасности в обмен на какой-то «нейтральный» статус. Как будто и не было у нас печального опыта с пресловутым Будапештским меморандумом 1994 года.
Нельзя исключить продолжения подобных попыток решить существующие, более чем сложные проблемы в нашем регионе, за счет самих стран региона.
И тут весьма полезным стал бы предложенный Киевом определенный алгоритм совместных действий с нашими ближайшими соседями, возможно включая и другие европейские страны.
В этом контексте было бы целесообразно выделить несколько моментов и попытаться создать относительно них некий консенсус.
Во-первых, сила общей Европы в ее единстве. Недаром Москва так хочет его расколоть и системно работает над этим.
Во-вторых, сила Европы в ее тесных отношениях с США, которые уже два раза вступали в мировую войну, начинавшуюся в Европе, и, судя по всему, готовы в случае необходимости сделать это снова. Соответственно, американские санкции в отношении пресловутого «Северного потока 2» имеют под собой более чем серьезные моральные основания и являются не «вмешательством во внутренние дела Европы», как некоторые склонны утверждать, а выражением реальной заботы Вашингтона о европейской и собственной безопасности.
В третьих, сила Европы в ее культурном наследии и современных достижениях, завоеваниях в социальной области, уважении к правам человека, открытости к новым идеям и готовности к инновациям во всех сферах.
Именно это и есть те уникальные признаки европейской цивилизации, которые должны придать ей импульс к дальнейшему развитию в соответствии с видением будущего европейцев, объединенных общими и самыми главными интересами, приоритетным из которых, несомненно, является дальнейшее сохранение мира на континенте. Но не путем установления так называемого «баланса интересов», который уже имел место в истории Европы и дважды заканчивался кровавой мясорубкой мировых конфликтов, а путем расширения области международного сотрудничества и взаимовыгодного взаимодействия, основанного на общих демократических ценностях».