Рубрики
МЕНЮ
Суд в Нью-Йорке приговорил американского продюсера Харви Вайнштейна к 23 годам тюремного заключения по обвинению в насильственных действиях сексуального характера. Доктор права, адвокат Иван Либерман рассказал изданию «Комментарии», что мешает в Украине привлекать к ответственности топ-персон по подобным обвинениям.
«Я специализируюсь на уголовных производствах, в которых представляю интересы пострадавших, в том числе, от изнасилований. И точно знаю: чтобы получить возможность привлекать в Украине к ответственности насильников, нужно провести ряд изменений.
Первое – нужно, чтобы радикально было изменен подход к начислению срока за преступление. В США действует англо-саксонское право. Там за каждое отдельно взятое преступление назначается определенное наказание. И всё потом плюсуется. К примеру – за доказанное изнасилование одной женщины – 10 лет, второй – тоже 10. Итого – 20.
У нас же – романо-германское, венецианское право. Согласно ему, при назначении наказания бОльшее преступление поглощает меньшее. К примеру, человек крадет мотоцикл, едет на нем, сбивает ребенка. Ребенок погибает, правонарушитель бежит с места преступления. За кражу ему дадут, к примеру 3 года. А за нарушение ПДД, которые привело к смерти – 7 лет. И ему не будут плюсовать 3 и 7, а дадут только 7 лет.
Второе – необходимо, чтобы результаты полиграфа (детектора лжи) были признаны судами как достаточные, допустимые доказательства. В Украине есть статья, которая дает возможность не свидетельствовать против себя. Морально это понятно. Но за границей, если чел отказался проходить детектор лжи, это уже в какой-то мере является доказательством его вины.
Как адвокат я знаю. Что преступления в сексуальной сфере (в том числе – против детей) очень трудно доказать. Это возможно лишь тогда, когда люди совершенно незнакомы. Если же знакомы хоть 5 минут, доказать вину преступника почти невозможно. Даже если есть явные телесные повреждения. Обвиняемый говорит: «Я не отказываюсь, был секс, в том числе жесткий... Но это она меня сама попросила». Свидетелей нет. Вот и всё.
Такая позиция обвиняемых (он не отказывается от того, что половой акт был, но отказывается, что это было изнасилование) не позволяет установить умысел. В итоге привлечь к ответственности сложно даже обычно человека. Не говоря уже о топ-персонах, которые заявят, что их чуть ли не умоляли сделать то, что произошло.
И еще один важный момент. Топ-персон у нас можно будет привлекать к ответственности (не только за изнасилования, но и за множество других преступлений) лишь, когда в Украине прекратится практика телефонного права, круговой поруки, «решалова» и прочих коррупционных схем, позволяющих делать закон обязательным для одних и не обязательным – для других».
Новости партнеров