Юрий Вишневский
журналист
У любого правительства перед выборами две задачи. Продемонстрировать достигнутые и описать запланированные успехи — это на самом деле задача вторая. Она теряет смысл, если не выполнена задача первая: иметь доверие.
Не будем трогать абстрактную макроэкономику, посмотрим на конкретные потребительские настроения. Только 12,4% респондентов социологического исследования MMI Ukraine’2011/3 заявили, что сейчас хорошее время для того, чтобы делать сбережения, а в три с лишним раза больше (38,9%) считают, что сейчас время для сбережений плохое (остальные выбрали вариант «не хорошее, но и не плохое» или затруднились с ответом). Наименьший процент голосов набрала оценка «хорошее» среди пенсионеров и инвалидов — 4,6% против 47,9%, отданных за оценку «плохое». Но и другие категории опрошенных дали гораздо меньше хороших оценок, чем плохих: рабочие — 10,6% против 41,1%, руководители — 10,8 против 40,3%, предприниматели — 10,3 против 39,5%, специалисты — 12,5 против 40,8%, безработные — 16,3 против 39,3%, служащие — 13,9 против 37%, домохозяйки и молодые мамы — 14,2 против 33,2%. Приблизительное равновесие хороших и плохих оценок получилось только у студентов и учащихся (которые вряд ли имеют большой опыт сбережений) — 21,9 против 24,9%.
Это исследование проведено компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тысяч человек среди жителей в возрасте от 16 до 65 лет. У более старшего поколения, а также сельского населения и жителей малых городов потребительские настроения наверняка еще хуже. Но даже те ответы, которые дали респонденты MMI Ukraine’2011/3, достаточно красноречиво говорят о степени доверия или же недоверия общества к утверждениям об укрощении инфляции и стабильности курса национальной валюты.
Впрочем, здесь необходимо сделать одно уточнение. На оценку, хорошее или плохое сейчас время для того, чтобы делать сбережения, конечно, влияет материальное положение респондентов. Однако примечательно, что при ответе на аналогичный вопрос о том, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома, вариант, «хорошее» выбрали 11,5% респондентов, а «плохое» — 30,5%. Напомним, что при ответе на вопрос о сбережениях вариант «плохое» получил более сильную поддержку — 38,9%. Понятно, что возможностью делать крупные покупки обладают гораздо меньше украинцев, чем возможностью делать какие-либо сбережения (не обязательно крупные). И если нынешнее время украинцы оценивают как более плохое для сбережений, чем даже для крупных покупок, это значит, что хотя у людей и мало денег, но еще меньше доверия к власти. По крайней мере, в вопросе о финансовой стабильности.
Новости партнеров