Особенности коронавирусного кризиса в Украине: топ-7 промежуточных оценок

Доктор политических наук, профессор Валентин Якушик проанализировал ситуацию в Украине, возникшую в результате уникальной общемировой системы ограничительных мер, связанных с угрозой распространения коронавируса COVID-19.

1). В Украине угроза распространения эпидемии коронавируса официально признана. Средства массовой информации интенсивно нагнетают страх и социальную депрессию, реакция на которую колеблется от доминирующей социальной покорности до практически бунтов и массовых беспорядков (пресловутые события в Новых Санжарах являются одним из первоначальных примеров подобного).

2). Официальная реакция Украины соответствует аналогичным ограничительным мерам, введенным наиболее влиятельными державами и соседними странами.

3). С формальной точки зрения, реакция украинских властей является жёсткой, всеобъемлющей и почти своевременной. Однако из-за отсутствия у значительной части высших должностных лиц и чиновников стратегического видения, должной политической воли, гражданской и профессиональной зрелости, а также из-за дефицита хотя бы минимальной согласованности и последовательности предпринимаемых действий – возникают очевидные общие дисфункциональные последствия для экономики, системы здравоохранения и социальной жизни в целом.

В качестве примера – решение государством вопроса о возвращении сограждан в Украину. Не прошло и пары месяцев, а мы уже видели практически весь спектр возможных организационных решений – судорожные метания между:

а) показной суперактивностью (эвакуация менее сотни граждан Украины и иностранцев из Китая с последующим их двухнедельным карантином в Новых Санжарах совместно с теперь уже бывшим министром здравоохранения Украины),

б) практическим бездействием (возвращение сотен тысяч трудовых мигрантов из Западной и Центральной Европы и их последующее свободное передвижение по просторам Украины),

в) антиконституционными угрозами вообще никого больше из сограждан не впускать в родную страну,

г) ну и, наконец, решением (после полного закрытия международного авиа-, автобусного и железнодорожного сообщения) всё же пропускать граждан Украины через границу (но только пешим ходом или на автомобилях с последующей обязательной жёсткой изоляцией на 14 дней).

4). Непропорциональное распределение бремени ограничительных мер: интересы малого и среднего бизнеса, как правило, приносятся в жертву и игнорируются, как и потребности трудящихся в целом (не говоря уже об очень слабой защите обездоленных слоёв населения).

Нелогичной является шкала драконовских штрафов за нарушение предписаний карантина простыми гражданами Украины. В то время как, например, во Франции, где зарплаты на порядок выше, чем в Украине, размер штрафа за первое нарушение карантинных требований – 37 евро, в нашей стране – 17 тысяч гривен (более 600 евро) – это огромная сумма для большинства граждан. И это в условиях отсутствия медицинских масок в большинстве аптек и при аморально высоких спекулятивных ценах на них. Как, кстати, и на дезинфицирующие растворы и, к слову сказать, – на необходимые для поддержания здоровья в условиях эпидемии вируса лимоны и корень имбиря.

5). Нынешний кризис практически не используется для обеспечения будущего качественного роста национальной экономики и для получения Украиной более достойного места в международном разделении труда. Напротив, всё идет к дальнейшему усилению зависимости от внешних источников «помощи»: от кредитов со стороны международных финансовых институтов, от закупок лекарств и приспособлений у иностранных гигантов фармацевтической индустрии и производителей медицинского оборудования, а также от разнообразной международной «гуманитарной помощи» и т.п.

6). Государство должным образом не использует чрезвычайную ситуацию для разработки и начала реализации действенной политики национального примирения. Наоборот, зачастую произвольно навязывает обществу повестку дня «международных доноров» и узкого слоя украинского политического класса и олигархата.

Проталкивание в Верховной Раде закона о продаже («о рынке») сельскохозяйственной земли – один из примеров циничного, беспринципного поведения политического «гегемона» во время общенационального карантина.

7). Национальная система здравоохранения и соответствующие специализированные чрезвычайные органы (система санитарно-эпидемиологического контроля и силы радиационной, химической и биологической защиты) показали себя в основном неподготовленными для противодействия масштабным биологическим катастрофам. И речь не только о нехватке необходимых материальных ресурсов, но в первую очередь об их (этих органов) преднамеренном ослаблении и разрушении в годы идеологически, геоэкономически и геополитически пристрастных, предвзятых «реформ».

Читайте также