Драконовские штрафы за «нарушения» карантина – незаконны и могут привести к перевыборам
Аналитик в области права Украинского института политики (УИП), адвокат, глава правозащитной общественной организации «Общая цель» Игорь Печенкин высказал изданию «Комментарии» мнение касательно ужесточения карантинных мер, которые сегодня вступили в силу в Украине в рамках противодействия распространению пандемии.
«Репрессивные методы часто приводят лишь к политическим, а не управленческим результатам реального урегулирования ситуации либо конфликта. В украинских реалиях ужесточение карантинных мер (со штрафами от 17 тысяч грн за их нарушение) является более ситуацией запугивания и подавления и без того растерянного общества в сложной ситуации пандемии.
Принятие ограничительных (и, тем более, нарушающих права граждан) мер должно быть оправдано и законодательно урегулировано. Этого нет в случае принятия подзаконных актов – постановлений Кабинета министров. Речь идет о постановлении от 2 апреля 2020 года №255, которое после постановления от 11 марта 2020 года №211 четырежды изменялось постановлениями от 16 марта 2020 года №215, от 20 марта 2020 года №242, от 25 марта 2020 года №239 и от 29 марта 2020 года №241 – в сторону ужесточения принятых мер.
Постановления, в том числе и основное на сегодняшний день №255, отсылают к нормам лишь одной статьи 29 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», учитывая решение Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций от 10 марта 2020 года. Данный подзаконный акт состоит из 13 пунктов и множества подпунктов (которые во многом непоследовательны, декларативны), а также – изложения новой редакции Перечня административных услуг, которые предоставляются через центры предоставления админуслуг в период действия карантина. Следует учесть, что все ограничительные меры носят рекомендательный характер, а указанный перечень услуг является лишь декларативным, поскольку не указывает механизм решения конкретным органом, а отсылает к нормативно-правовому акту.
Однако, сама статья 44-3 Кодекса Украины об Административных нарушениях (Нарушение правил о карантине людей), вводящая несоразмерные санкции в виде наложения штрафов на граждан (от одного до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан) и на чиновников (от двух до десяти тысяч необлагаемых минимумов) является бланкетной. То есть – отсылающей к нарушениям правил о карантине людей, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, предусмотренным Законом Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний», а также к ДРУГИМ АКТАМ законодательства или решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями.
Всё это нарушает статью 64 Конституции Украины («конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины»). Чрезвычайное положение, которое позволяло бы вводить такие ограничения, на данный момент не введено.
Введение в действие ужесточенных норм (а особенно их применение), безусловно, приведет к нарушениям в составлении протоколов и формировании дел об административных правонарушениях. На это влияет некомпетентность субъектов их составления (как правило – полицейские), а также поддержание их (дел) в судах. В судах такие дела, как правило, будут рассыпаться (при грамотной защите прав так называемых «правонарушителей»). По неправомерно принятым решениям судов штрафы будут взыскиваться в крайне редких случаях.
В целом всё это приведет лишь к повышению уровня недовольства действиям власти, политической ответственности в виде понижения рейтингов, возможным бунтам и перевыборам».