Карантин обнажил три блока проблем в Украине
Карантинные меры, которые ввел Кабмин в качестве противодействия коронавирусной инфекции (Covid-19), обнажили ряд проблемных вопросов для Украины. Такое мнение высказал изданию «Комментарии» заместитель директора Украинского института будущего Евгений Мироненко.
«Внедрение карантина обнажило ряд проблемных вопросов в страны. И я бы сказал, что это не просто проблемные вопросы, а серьезные блоки государственного управления в системе общественной жизнедеятельности.
Итак, я возьму за основу три таких блока.
1. Блок образования.
То, что случилось сразу с процессом обучения в стране после внедрения карантина, напоминало полный ступор. Здесь важно говорить об общеобразовательных учреждениях обучения, которые являются наиболее социально значимыми для всего общества.
Так, после внедрения карантина, правительство и Министерство образования и науки рекомендовало перейти всем школам на систему дистанционного обучения. Однако первая неделя карантина показала, что в своей массе ни администрации школ, ни учителя не были готовы к таким действиям. Онлайн платформы, организация коммуникаций по линии ученик - учитель, стали для многих серьезным вызовом.
Во вторую неделю карантина проблема стала настолько глобальной, что в процесс вмешался президент Украины, дав соответствующие поручения организовать хотя бы какой-то процесс лекционных занятий через центральные каналы телевидения.
Следует отметить, что процесс пошел – и многие из учителей и администраций школ на ходу переквалифицируются, учатся онлайн коммуникациям и внедряют свою организацию работы. Однако, стоит говорить об отсутствии системности в данном направлении на уровне всего государства. И это показывает реальный уровень работы профильного министерства и всей системы образования в целом.
Что следует понимать. Руководству профильного министерства необходимо в срочном порядке начать полный мониторинг школ по стране касательно доступа к интернет связи; уровня способности работать в режиме дистанционного обучения; анализу и качеству онлайн платформ для дистанционного обучения. На базе анализа следует срочно разработать организованную и рекомендательную систему процесса обучения на случай чрезвычайных ситуаций. Уполномоченный орган в вопросе образования должен четко реагировать на вызовы, планируя реакции заранее, а не жить только прошлым и настоящим.
2. Блок медицины.
Карантин и незавершенность вторую этапа реформы полностью обнажили материально-техническое состояние специализированной медицины. Профильные медучреждения просто существовали в режиме выживания. И если муниципальные учреждения имеют более достойный уровень, то система государственного или районного подчинения находятся в крайне негативном состоянии.
Здесь стоит отметить, что система первичной медицины оказалась организованной и мобильной, предоставив возможность оперативно установить систему контроля и взаимосвязи на уровне семейный врач - пациент. Это дает основания говорить об успешности проведения первого этапа реформы. Именно первичное звено с его профилактическими рекомендациями и постоянными коммуникациями с населением становится сдерживающим фактором в вопросе распространения вируса.
Что надо понимать. Профильное министерство должно вести постоянный мониторинг (по моей информации, они это делают) проблемных вопросов материально-технического ресурса и квалифицированного человеческого ресурса в определенных медучреждениях для приема пациентов, пораженных "COVID-19". Желательно, чтобы такая информация была на отдельном ресурсе, где все могли бы в онлайн режиме видеть необходимость потребностей и масштаб проблем. Такой подход позволит оперативно реагировать государственной, местной власти, и что немаловажно – благотворительным и волонтерским организациям, которые часто даже не знают, где именно нужна та или иная помощь.
3. Блок государственного управления.
Введение карантина резко обнажило систему взаимоотношений по линии государственная власть - местное самоуправление. Все процессы по внедрению карантина легли на местные власти. Именно оперативность и системность работы органов местного самоуправления (ОМС) дает возможность удерживать ситуацию стабильной.
Также следует понимать о разрыве взаимопонимания между ОМС и правительством. Именно последнее, реагируя на пандемию, решило преодолевать его за счет местных бюджетов в большинстве случаев. Также иногда проявляются конфликтность между государственными администрациями на местах и представителями органов местного самоуправления в вопросе организации процессов и ресурсного обеспечения.
Что следует понимать. Оперативность принятия решений правительством страны должно идти в постоянной коммуникации с представителями органов местного самоуправления. В вопросе ресурсов, налогов и финансов следует иметь индивидуальный подход к территориям, а не обобщающий».