Рубрики
МЕНЮ
Вскоре после того, как лидер Северной Кореи (КНДР) Ким Чен Ын якобы появился на публики после трехнедельного отсутствия, со стороны Северной Кореи было произведено несколько выстрелов в направлении сторожевого поста Южной Кореи. Связаны ли два этих события и действительно ли Ким Чен Ын «вышел из подполья»? Своим мнением с изданием «Комментарии» поделился эксперт Национального института стратегических исследований Николай Замикула.
«Когда речь заходит о КНДР, ключевой вопрос – источники информации, на которые мы полагаемся. Эта страна является наиболее закрытой в современном мире. Следовательно, надо понимать, что большинство новостей о ней в мировых СМИ имеют под собой недостаточную доказательную базу – журналисты просто не имеют доступа к первоисточникам, к реальной информации.
Обычно мы полагаемся на истоки и официальные заявления, которые представляют китайские и южнокорейские источники (официальные и медийные). Китай является одним из немногих партнеров Пхеньяна, который видимо лучше других понимает реальную ситуацию в Северной Корее. Республика Корея активно собирает разведданные о северном соседе – от этого напрямую зависит ее безопасность. То есть, если что-то радикальное действительно случится – скорее всего, первыми об этом узнают в Пекине и Сеуле. В то же время следует учитывать важность корейской проблематике для ситуации безопасности в регионе и геополитической борьбы, которая идет в нем. Поэтому даже при наличии доступа к правдивой информации о событиях в КНДР, другие акторы (те же китайская или южнокорейские власти) могут исказить их освещение в своих интересах.
Судьба Ким Чен Ына – хороший пример того, с какими проблемами нам приходится сталкиваться при анализе информации о Северной Корее. Да, действительно в мировой прессе в последние недели циркулировали сообщения о его тяжелой болезни или смерти. Но если проследить ее источники, окажется, что в основном она базируется на трактовке открытых данных, а не реальных истоках изнутри КНДР.
Действительно, Ким Чен Ын долго отсутствовал в публичной плоскости, и это давало основания задуматься о его судьбе. Но настоящих доказательств, которые пролили бы свет на ситуацию, так и не было предоставлено. Большинство СМИ последовательно перепечатывали предположения коллег, добавляя к ним собственные соображения.
В конце концов, возвращение Ким Чен Ына 1 мая показало, что наиболее радикальные из предположений оказались ложными. Что бы там ни было (реальные проблемы со здоровьем, самоизоляция во время эпидемии коронавируса или проверка внутреннего окружения) – ожидания касательно нового руководства в Пхеньяне, очевидно, следует отложить на неопределенное будущее.
Относительно инцидента вблизи демилитаризованной зоны – можно выдвигать различные предположения. Но обычно верным является самое простое объяснение – и в этом случае его надо искать не в высоких кабинетах, а на самом низком уровне. В конце концов, стрельбу могла вызвать простая человеческая ошибка, личная инициатива накачанного пропагандой рядового бойца… Или же она была частью операции по препятствованию беглецу на Юг. Когда две де-факто враждующие армии десятилетиями стоят друг против друга, соблюдая хрупкое перемирие, подобные ситуации является прогнозируемым явлением.
При этом следует обратить внимание на то, что как Сеул, так и Вашингтон считают инцидент случайностью. Это важно, ведь демонстрирует отсутствие с их стороны стремление к эскалации. Даже если предположить, что за инцидентом кроется нечто большее, Республика Корея и США четко дают понять, что не хотят обострения».
Новости партнеров