Юрий Вишневский
журналист
Бывает кризис жанра, а бывает — кризис жанров. Украинское телевидение — пример последнего.
Общую картину, если не выделять отдельные жанры, можно назвать «умеренно тревожной». По данным социологического исследования MMI Ukraine’2011/4, проведенного компанией TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тысяч человек, 10,2% опрошенных заявили, что у них вообще нет любимых телепередач, причем в «высшем среднем» слое эта доля составила 12,1%. Чем моложе телезрители, тем меньше они находят на телеэкранах того, что им действительно хотелось бы смотреть. Среди респондентов в возрасте 56–65 лет не имеют любимых телепередач 5,3%, 46–55 лет — 7,9%, 36–45 лет — 9%, 26–35 лет — 12,4%, 16–25 лет — 14%. А в «высшем среднем» слое эта доля среди 16–25-летних достигла 19,1%. Разница, конечно, заметная, но все же не настолько сильная, чтобы прогнозировать быстрый упадок телевидения.
Можно назвать и те жанры, чья телеаудитория не стареет. Например, комедийные сериалы отнесли к числу своих любимых телепередач 34,6% среди всех опрошенных и 39,1% среди 16–25-летних, развлекательные шоу — соответственно 32,7 и 37,2%. Чуть менее благополучна возрастная динамика у музыкальных концертов — 23,6 и 22,4%, но это с лихвой компенсируется показателями музыкальных хит-парадов: их популярность в целом среди всех респондентов составила 13,9%, а среди 16–25-летних — 21,3%. Стабильную аудиторию во всех возрастных категориях имеют спортивные передачи: 18,4% из числа всех опрошенных и 20,6% из числа 16–25-летних. Таким образом, веселье, музыка и спорт останутся теми тремя китами, благодаря которым ТВ не потонет (даже тогда, когда фильмы и сериалы будут все и всеми скачиваться из Интернета).
Гораздо хуже дела у тех жанров, которые должны откликаться «на злобу дня». Теленовости еще могут хвастаться высокой популярностью в среднем по всем возрастным категориям — 48% из числа всех опрошенных (в «высшем среднем» слое — 50,2%).
Однако чем моложе телезрители, тем меньше они обращают внимание на выпуски новостей по ТВ. Этот вид телепередач отнесли к числу своих любимых 65,2% респондентов в возрасте 56–65 лет (в «высшем среднем» слое — 70,7%), 46–55 лет — 56,3% (соответственно 66,4%), 36–45 лет — 49,2% (54,2%), 26–35 лет — 42,9% (44,7%), 16–25 лет — 34% (32,2%). Общественно-политические шоу имеют популярность в среднем по всем возрастным категориям на уровне 17,7%, а среди 16–25-летних — 9,9% (в «высшем среднем» слое — соответственно 16,9 и 9,6%). Передачи об экономике и финансах — 6,1% среди всех опрошенных и 3,7% среди 16–25-летних (в «высшем среднем» слое — соответственно 6,2 и 0,9%). Не потому ли, что телевизионщики больше, чем потери зрительского интереса, вынуждены бояться недовольства власти.
Новости партнеров