Юрий Вишневский
журналист
По поводу выборов захотелось рассказать одну притчу. В Украине наблюдается хорошая тенденция: более молодые поколения меньше пьют водки, чем старшие. Красноречивое свидетельство этому дают результаты социологического исследования MMI Ukraine’2012/2, проведенного компанией TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тысяч человек. Среди 18-19-летних заявили, что вообще не употребляют водку, 74%, среди 20-29-летних — 62,3%, тогда как среди 30-39-летних — только 54,6%, 40-54-летних — 52,2%, 55-65-летних — 55,6% (при том что в этой категории выше доля женщин — ибо в Украине у мужчин продолжительность жизни на 10 лет ниже, прежде всего из-за водки).
Еще более оптимистичные цифры получаются, если определить регулярное потребление. Среди 55-65-летних пьют водку два раза в месяц или чаще 18,4% (в том числе ежедневно или несколько раз в неделю 3,2%), 40-54-летних — 22,8% (соответственно 3,5%), но после этого максимума идет заметный спад: 30-39 лет — 19,3% (2,3%), 20-29 лет — 15,9% (1,2%), 18-19 лет — 8% (1,1%).
Теперь несколько замечаний о том, благодаря чему это получилось. Более молодые поколения по сравнению со старшими гораздо больше пьют пива. Среди 55-65-летних заявили, что вообще не употребляют пива, 51,9%, 40-54-летних — 43,3%, тогда как среди 30-39-летних — только 38,2%, 20-29-летних — 35,1%, и даже среди 18-19-летних эта доля составляет 42,2% (при том что в этой категории опрошенных больше девушек, поскольку многие юноши этого возраста служат в армии). Из этих цифр видно, что вообще не пьющих (кто не употребляет даже пива) среди 20-29-летних вдвое меньше, чем пьющих.
Наконец, вот данные по регулярному потреблению пива. Среди 55-65-летних пьют пиво два раза в месяц или чаще 32,4% (в том числе ежедневно или несколько раз в неделю 13,6%), 40-54-летних — 45,3% (соответственно 19,5%), 30-39-летних —53,4% (27,5%), 20-29-летних — 57,4% (28,8%), 18-19-летних — 46,5% (21,4%). Если сравнить потребление водки и пива 40-54-летними и 20-29-летними, то нетрудно заметить, что на каждый процент снижения доли тех, кто два раза в месяц или чаще потребляет водку, приходится почти вдвое больший прирост доли тех, кто столь же часто потребляет пиво. Таким образом, пиво побеждает сразу на двух фронтах: против водки и против воздержания от алкоголя.
Какую планку мы перед собой ставим — зависит от нас самих. Если хотим победить водку — тогда постоянно будем жить в борьбе между партией водки и партией пива, причем перевес зачастую будет у партии водки. И только если захотим победить алкоголь как таковой, сможем перейти к борьбе между партией пива и партией воздержания от алкоголя. Хотя перевес чаще будет, конечно же, у партии пива.
Новости партнеров