Курение под патронатом государства
КОГДА государство повышает акцизы на сигареты, не стоит спешить с оценками: хорошо это или плохо. Разумнее сперва посмотреть на две вещи, из которых первая — это статистика. Приведем данные, полученные в ходе социологического исследования MMI Ukraine’2012/2, проведенного компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тысяч человек и охватывающего жителей в возрасте от 18 до 65 лет. Курят 32,9% опрошенных, причем наибольшее различие в пристрастии к курению наблюдается по половому признаку: среди мужчин — 46,3%, среди женщин — 21%. Менее заметно, но все же существенно различие по региональному признаку: доля курильщиков ниже всего в центральных и западных областях — соответственно 25,2 и 28%, тогда как в восточных областях, южных регионах и городе Киеве она достигает 35,3, 35,5 и 36,9%. Среди возрастных категорий меньше всего курят 18–19-летние (пока еще) — 24,5%, а также 55–65-летние — 24,3% (в этой категории выше доля женщин, да и сами женщины курят меньше, чем более молодые). Но у категорий между 20 и 54 годами пристрастие к сигаретам слабо зависит от возраста: среди 20–29-летних курят 37,6%, 30–39-летних — 36,8%, 40–54-летних — 32,6%. Родители нынешней 20–29-летней молодежи курят почти так же, как и их дети, — по сути, курение укореняется уже как семейная традиция.
А менее всего, по данным исследования, процент курильщиков зависит от статусно-потребительского слоя: в «высшем среднем» слое курят 34,2%, в «среднем» слое — 34,5%, в «нижнем среднем» слое — 32,5%, в слое «ниже среднего» — 29,7%. Причем даже это слабое снижение процента курильщиков при переходе от более обеспеченных к менее обеспеченным слоям вызвано главным образом не разницей в доходах, а тем, что в менее обеспеченных слоях выше доля женщин. Другое дело, что между слоями, конечно же, есть разница в качестве употребляемых сигарет. Поэтому подорожание сигарет лишь в последнюю очередь является стимулом к тому, чтобы бросить курить. А прежде всего это стимул перейти на более дешевые сигареты, даже если они менее качественные, или курить реже, но более крепкие сигареты. Вторая вещь, на которую стоит посмотреть, чтобы понять, зачем государство повышает акцизы на сигареты, — это есть ли на телевидении и на билбордах социальная реклама, оплаченная государством из собранных акцизов. Например, есть ли юноши и девушки, которые призывают своих сверстников: покажем пример мамам и папам, что можно обойтись без курения. Есть ли взрослые мужики, которые призывают других мужиков: подадим пример нашим дочерям, сыновьям и женам, бросим курить. Если государство на эти призывы денег не тратит, значит оно заинтересовано в том, чтобы мы курили — и пополняли госбюджет.