Незаменимый рынок

Формулу «время — деньги» каждый понимает по-своему. Одни жертвуют деньгами, чтобы сэкономить время (которое, быть может, принесет намного большие деньги), другие жертвуют временем, чтобы сэкономить деньги. Например, когда приходится делать покупки. Среди вопросов, которые задавались в ходе социологического исследования MMI Ukraine’2010/2, проведенного компанией TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. человек, было и отношение к утверждению «Я не утруждаю себя поисками более дешевых продуктов, покупая все в ближайшем магазине». Согласных оказалось 57,6% (в том числе полностью согласных — 15,3%), несогласных — 41,7% (в том числе полностью несогласных — 8%), остальные 0,7% затруднились ответить. Можно было бы ожидать, что соотношение согласных и несогласных отличается в различных статусно-потребительских слоях. И действительно, в слое «ниже среднего» оно составляет 50,6 к 48,5%, в «нижнем среднем» слое — 57,5 к 42%, в «среднем» слое — 62,2 к 37,2%, в «высшем среднем» — 62,9 к 36,4%. Но примечательно и то, что даже в слое «ниже среднего» более половины не удосуживаются тратить время на поиск более дешевых продуктов. И в то же время даже в «высшем среднем» слое более трети, наоборот, готовы жертвовать временем, чтобы сэкономить деньги.

Разгадку этого парадокса дает рынок — не в смысле «рыночная экономика», а в смысле «базар». Рынок — главный конкурент всех прочих торговых заведений, и даже если он расположен дальше, чем ближайший супермаркет или гастроном, многие предпочитают покупать большинство продуктов питания именно там. И не обязательно потому, что там дешевле (на самом деле это не всегда так), а в первую очередь из-за устоявшегося во всех слоях убеждения, что на рынке продукты свежее, вкуснее и экологически чище. В ходе упомянутого социологического исследования респондентам предлагалось назвать излюбленные места покупки продуктов питания (можно было указать не только один, но и несколько вариантов). Самым популярным оказался именно рынок — 50,7% опрошенных, в частности, 54,8% в слое «ниже среднего» и 45,1% в «высшем среднем» слое — разница менее чем в 10%. На втором месте по популярности — всевозможные супер-, мега-, гипермаркеты. В них покупают продукты 46,2% респондентов. Однако в слое «ниже среднего» этот показатель составляет только 30,8%, а в «высшем среднем» слое — в два раза больше, 61,5%, так что разница превышает 30%. В супермаркетах есть много того, что не каждому по карману и чего нет на рынке. Но заменить рынок они не могут — даже для «высшего среднего» слоя.

Читайте также