Потребность растет — возможность уменьшается
Продавцы крупной бытовой техники надеются на платежеспособный спрос прежде всего в крупных и средних городах (с населением от 50 тысяч человек) среди жителей в возрасте от 16 до 65 лет. Социологическое исследование MMI Ukraine’2013/1, проведенное компанией TNS в Украине именно в этой категории граждан, дало некоторые основания для оптимизма. Доля респондентов, которые собираются совершать крупные покупки, выросла, хотя, конечно, изменения в спросе зависят от вида техники.
Уже несколько лет подряд сравнительно высокими темпами растет число горожан, которые ощутили жизненную потребность в кондиционере с режимами работы «тепло» и «холод». Если в третьем квартале 2010 года о наличии такого устройства заявили 14,8% опрошенных, то уже через два года, в третьем квартале 2012-го, такими кондиционерами обладали 19,8% респондентов, а еще 5,3% высказали намерение приобрести в ближайшие полгода. Понятно, что не всем удалось эти планы реализовать, но все же в первом квартале 2013 года о наличии кондиционера «тепло-холод» заявили уже 21,6%, а о намерении приобрести в ближайшие полгода — 6,3%. Среди других предметов крупной бытовой техники наибольшим вниманием потребителей пользуются посудомоечные машины (намерены приобрести в ближайшие полгода 5,4% респондентов), вытяжки (5,3%), морозильники (2,9%), автоматические стиральные машины (2,6%) и 2–3-камерные холодильники (2,5%). В целом же о намерении приобрести в ближайшие полгода какой-либо из предметов крупной бытовой техники заявили 19,6% опрошенных. В «высшем среднем» слое респондентов эта доля составляет 24,3%, в «среднем» слое — 24,7, в «нижнем среднем» слое — 17,1, в слое «ниже среднего» — 10,3%. Можно заметить, что «средний» слой в своих покупательских планах не уступает «высшему среднему» слою (и даже чуть опережает его). Дело в том, что среди представителей «высшего среднего» слоя немало тех, кто уже обзавелся полным комплектом современной бытовой техники и поэтому в новых покупках не нуждается. У этих граждан покупательские возможности превышают потребности (в бытовой технике). А вот у тех, кто запланировал покупки, возможности зачастую оказываются недостаточными, чтобы за полгода приобрести желаемую технику. Доля опрошенных, которые заявили, что им денег вполне хватает на крупную бытовую технику (включая респондентов, которые могут позволить себе покупку автомобиля, дачи, квартиры), в третьем квартале прошлого года составляла 23,6%, но в первом квартале нынешнего года снизилась до 22,7%. Поэтому, хотя планов стало больше, это вовсе не значит, что станет больше реальных покупок.