Анатолий Стреляный
писатель
В своих книгах серии «Проект Украина» Даниил Яневский эмоционально, но убедительно показывает, что проповедь современного украинского национализма зиждется на выдумках и манипуляциях. Одной из них является, например, само выражение «визвольні змагання». Своё прошлое приукрашивает каждая страна. Всё дело в мере. В Украине её история опоэтизирована настолько, что вопрос, как с этим быть, лучше бы не задавать. Ту же УНР провозгласили три с чем-то десятка человек из организации, не имевшей на то никакого права. И так — что ни возьми. Яневский, безусловно, лучший специалист по академическому пустословию современных историков. Мы их бла-бла пропускаем мимо ушей, а он вцепляется и начинает допрашивать несчастного членкора, где тот обнаружил украинское громадянство, будто бы что-то там поддержавшее, когда ещё не было украинского государства.
Уверенности Яневскому прибавляет то, что он не москвофил. Только, в отличие от своих подопечных, он не пропагандист, не ходит в академическую столовку и потому может говорить прямо. Ребята, говорит он, настоящими украинцами мы станем хорошо если через десяток поколений — настолько зыбок исторический фундамент наших потуг. Тех, кто думает так же, можно, по-моему, успокоить. С фундаментом всё в порядке. Фундамент вполне годится, и потому как раз, что выдуман, нарисован, а не сложен из реального камня. Дело прочно не только тогда, когда под ним струится кровь. Иной раз дело ещё прочнее, когда под ним — надёжная, то есть общепринятая, сказка. Ту же бандеровщину, как известно, сотворила московская пропаганда, а первой эту сказку подхватила — и никогда с нею не расстанется! — не Западная Украина, а, заметьте, Восточная. Так что остановка всего-навсего за тем, чтобы от ненависти перейти к любви. Пары-тройки поколений хватит.
В сознание любого народа входят только те исторические сказки (мифы), которые отвечают его неосознанной жизненной (но не житейской!) потребности. Поэтому никто, никакие правдолюбцы-историки и публицисты тут ничего поделать не могут. «Кому нужна твоя правда?» — говаривала мне мать, знавшая в этих делах толк, ибо прошла не только два класса «и третий коридор» церковно-приходской школы, но и такие университеты, как гражданская война, коллективизация, Голодомор, немецкая оккупация, а под конец и горбачёвская «перестройка», о которой отзывалась так: «Загнали в колхозы — загонят и в перестройку». В народном сознании ни один волос не упадёт с головы Хмельницкого, Мазепы, Грушевского, Бандеры, Шухевича и далее по списку — списку героев, авантюристов, фантазёров, прохиндеев и просто случайных посетителей истории, которую нельзя читать без брома. «Визвольних змагань» не было, но тьмы людей, которых убивали за участие в них, были — вот же ещё в чём дело!
Новости партнеров