Анатолий Стреляный
писатель
Что больше всего поразило бы сегодня образованного ли, необразованного, грамотного ли, малограмотного или вовсе неграмотного человека начала пришлого века? Читатель уже догадался, если обратил внимание, что в ряду перечисленных стоит вовсе неграмотный. Что тогда могло одинаково занимать их всех? Правильно: земельный вопрос. 1902-й: жгут поместья, угоняют скот, захватывают помещичью землю. На село посылаются войска. 1905-й: жгут поместья, угоняют скот, захватывают землю. Посылаются войска, на Полтавщине доходит до боёв. 1917-й, до всяких большевиков: жгут поместья, угоняют скот, захватывают землю, объявляют упразднённой частную собственность на неё. До большевиков! Всех участников тех событий, от ударившегося в политику профессора до безграмотного пахаря, одинаково потрясло бы сегодня то, что аграрного вопроса в социально-экономическом и политическом смысле в Украине не существует. В самом деле, разве сотрясаются от словесной рубки по сему вопросу стены Верховной Рады? Раскаляются экраны телевизоров? Или, может быть, страсти загнаны в коридоры власти?
Ещё живы миллионы людей, которые помнят крайнюю меру, которой грозило колхозное начальство нерадивому колхознику: «Отрежем огород!». Подразумевалось: «И чем тогда жив будешь?». И ничто так не действовало на него, хотя с каждым годом всё меньше, пока не стало восприниматься со смехом, а тут и советской власти конец.
Выходит особая газета — газета «защиты интересов селян». У неё, кажется, самый большой тираж, нет и более крикливой в Украине — прямо ленинская «Правда» первых её славных лет. Всем своим видом, тоном, подбором сообщений смущает, сбивает с толку, озлобляет, подстрекает сельское населения. Если бы её слово действовало на бывших колхозников в угодном ей духе, они бы уже давно разнесли страну. Но газетный писатель пописывает, читатель почитывает — и ничего.
Послушать знатоков — аграрный вопрос или не решен совсем, или решен так плохо, что ужас. А живешь в селе, смотришь каждый день, что делается на полях, кем делается, как делается — и говоришь себе одно: да если бы так было при советах, все были бы увешаны орденами за трудовые достижения: и фермеры, и наёмные работники, которые часто сами толком не знают, кем наняты (только не учётчики — таковых нет). Последний троечник хозяйствует лучше, чем когда-то на его месте — председатель-отличник. Что бы это значило? А, «защитники интересов селян»? Уверен: не скажете, потому что тёмные, а ответ простой: технический прогресс и частный интерес.
Но как всё же печально видеть гружёные кукурузой машины, сутками стоящие в очереди к бывшему Заготзерно! Картина из прошлого века. Урожай в этом году хорош, а сушильных мощностей не хватает. «Правда» писала бы: «Только безответственностью можно объяснить…».
Новости партнеров