Андрей Рушковский
журналист
Доколе будем лгать? Да разве мы? Да какая же это ложь? Все правда чистейшей воды! Значит, до конца света. А второе пришествие в ближайшее время никак не предусмотрено. Значит, придется смириться и принимать как должное...
Что ж, людям, вскормленным советской системой, не привыкать. Тогда вранье было краеугольным камнем идеологии. Впрочем, нынешняя ложь заметно отличается от той, кондовой. Она разнообразнее, подвижнее, предполагает вариации. Скажем, провластный депутат Брехунец врезал по морде оппозиционному депутату Брехуненко.
Все вроде бы четко и понятно. Ан нет. Во-первых, Брехуненко не испытывает радости от статуса битого (пусть даже за него двух небитых дают) и утверждает, что Брехунец лишь задел его, а уж он в ответ врезал мерзавцу как следует. Но потом, за кадром. Во-вторых, вышедший из эйфории победителя Брехунец осознает, что его могут за рукоприкладство лишить места в списке на следующих выборах, и заявляет, что сперва Брехунец коварно напал на него (тоже за кадром, но уже до заснятого эпизода), и тогда он как рыцарь (а депутаты у нас — сплошь рыцари) вынужден был адекватно ответить. Но к этому времени уже появляется заявление провластной фракции о том, что весь конфликт был загодя спланирован оппозицией, да еще и с участием консультантов из Вашингтона. Оппозиция, в свою очередь, видит в коварно спровоцированном мордобитии красные уши и жирные отпечатки пальцев Москвы.
Барахтанье в лужах информации, слитых из разных источников, порой напоминает мне эпизод старой репризы Владимира Винокура, в которой он исполняет «Попутную песню» Глинки в сопровождении Левона Оганезова: я тут нотки принес, здесь жирное пятно, с этой стороны играете, с этой не играете, сюда не надо, здесь женский романс... Этому стоит верить, а этому — ни за какие коврижки, а на это лучше не обращать внимания, поскольку оно вступает в легкий конфликт с тем, что мы уже приняли на веру...
У Эдуардо Де Филиппо есть пьеса «Ложь на длинных ногах», у нашей же лжи ноги короткие. Информация катится снежным комом, и сегодня нет времени, а порой и желания оглядываться на то, что происходило вчера. Со своей совестью у лжеца конфликтов не возникает, политик-враль неизбежно оправдает себя общественной целесообразностью и исторической необходимостью — у него вранье всегда во имя всеобщего процветания в рамках умеренного прогресса. А для остальных все быстро забывается, чего в ступе воду толочь? Проехали, и из сердца вон.
И поэтому раз уличенный в плагиате политик уже не отводит взгляда, другого никак не смущает, что он соврал насчет диплома, в наличии не имевшегося; для третьих принадлежность к компартии мирно сочетается с владением особняками и предприятиями, а партбилет на дне ящика с документами никак не сдерживает задор в борьбе против этих самых поганых коммуняк.
А раз так, то какие могут быть претензии к оппозиционеру, который вчера обещал кинуться под пули, а сегодня тормознул, или к премьер-министру, который вчера на митинге берег Украину, крепил дружбу с Россией, нес правду в народ и клеймил однополые браки, а сегодня, став экс-премьером, умотал в Австрию на частном самолете?..
Новости партнеров