«Маслоу вниз»
Как известно, бутерброды имеют обыкновение падать маслом вниз. Это пресловутый закон подлости, который гласит: если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, она обязательно произойдет. Хорошее непостоянно, всегда надо быть готовым к худшему — какому-нибудь кризису, дефолту, дефициту. Не секрет, что украинское общество уже несколько десятилетий живет в ожидании такого кризиса. И обстоятельства, надо сказать, не подводили. Поэтому даже в относительно стабильные в экономическом плане годы, как отмечали социологи, лишь 8% украинцев были готовы планировать свою жизнь более чем на год. Логично, что в таких условиях потребности, которые стремится удовлетворить подавляющая часть населения, — если определять их по знаменитой пирамиде Маслоу, — в лучшем случае должны подниматься до третьего из семи уровней. То есть, удовлетворив физический голод, обретя постоянство условий жизни, люди начинают испытывать потребность в любви и принадлежности к чему-либо. Все, что в этой пирамиде находится выше (потребность в достижении успеха, познавательные и эстетические потребности), — это якобы для обеспеченной прослойки, которая если не с жиру бесится, то, по крайней мере, не особо страшится кризисов.
Парадокс или нет, но в наших условиях пирамида Маслоу валится по тому же закону бутерброда — вверх своей основой. Все «высокие» устремления накрываются сверху жирным пластом потребности в обеспечении материальной стабильности. Украинцы, получающие высшее и даже академическое образование, не входят автоматически в стадию материальной стабильности, позволяющую направлять свои внутренние силы только на то, чтобы «творить, выдумывать, пробовать». Рождение ребенка (особенно второго), как утверждают демографы, серьезно подвигает украинскую семью к черте бедности. Благородные порывы сверхбогатых людей к реализации проектов национального масштаба иссякают (это уже личное наблюдение автора этих строк), потому что в перевернутой пирамиде Маслоу они идут от высшей стадии к низшей и нейтрализуются, не получив должного общественного уважения, одобрения и признания. Стоит ли удивляться, что если иерархия потребностей у нас имеет вид «Маслоу вниз», то голод или самые разнообразные аппетиты оказываются в позиции сверху и не утоляются, а только нарастают во время еды? Но даже если голод (назовем так «обычный» кризис) еще не наступил, а только предчувствуется, значит, надо создавать некие запасы, которые помогут с ним справиться. Наверное, поэтому такой живучей оказалась у нас культура накопительства, не имеющая ничего общего с бытовой экономией. Жаждущие духовной пищи до сих пор скупают книги, хотя жилищные условия не приспособлены для содержания библиотек. Бывалые создают запасы сахара, соли или гречки. И бедные, и более обеспеченные не оставили привычки не выбрасывать пустые банки, завинчивающиеся крышечки от них или просто полиэтиленовые пакеты. Опыт подсказывает, что весь этот якобы хлам — более существенное, более символическое сбережение, чем деньги. Деньги — это как масло на бутерброде. Если бутерброд упал на пол — все пропало.