Александр Иванов
Гордиться самолетами Антонова и ракетами Янгеля у нас получается, а президентами — как-то не очень. Наверное, дело в том, что к производству президентов украинцы относятся не так ответственно, как к разработке самолетов и ракет. Но можно попытаться представить, как бы выглядели выборы президента, если бы демократия считалась делом хоть немножечко таким же серьезным, как ракетостроение.
Итак, в первом туре гражданин нашел бы на участке не избирательную комиссию, а… экзаменационную. Пришлось бы ответить на ряд вопросов о Конституции Украины. Ничего особо сложного: кто такой президент, чем он имеет право заниматься и чем — не имеет. А то ведь многие избиратели уверены, что президент — это тот сверхчеловек, который одной рукой ловит коррупционеров, а другой чинит лифты.
И пара вопросов по экономике. Те, кто считает, что можно одновременно снизить ставки налогов вдвое и повысить размеры пенсий втрое — к выборам не допускаются. Равно как и те, кто не в курсе, что президент не то что министра экономики, а и премьер-министра не назначает.
Второй тур. Избиратель получает на руки анонимные брошюрки с предвыборными программами. Догадаться, кто автор какой программы, невозможно: в тексте никаких намеков, только планы действий. Каких именно? Да в Конституции же все написано: есть там пункт о том, что президент пользуется правом законодательной инициативы, — прилагается список законопроектов, которые уже написаны, и суть каждого — коротко и четко.
Есть пункт, что президент руководит внешней политикой, — вот и перечень шагов, которые предпримут наши дипломаты. Есть пункт о президентском праве вето — неплохо бы узнать, какие законы не будут подписаны никогда и ни при каких обстоятельствах.
Главное — конкретика. Брошюрки, набитые одними лишь «гарантирую через восемь лет членство в Большой восьмерке» и «обеспечу квартирой каждую молодую семью» к рассмотрению не принимаются. Хотя никто не мешает подробно расписать, какие законы нужно принять, чтобы каждая молодая семья получила по квартире. Но объем брошюры строго ограничен: на десяток смелых замыслов букв не хватит. Потому что на все сразу у страны тоже не хватит ни времени, ни ресурсов.
Времени на ознакомление с программами избирателю можно дать много — как студенту на экзамене — часа два или три, дело-то важное, государственное. После того как ЦИК объявит, какая программа победила, она считается обязательной к исполнению. И наконец-то выясняется, кто же ее автор. Теперь кандидат — автор победившей программы защищает свое право ее выполнить. А оппонируют ему все прочие кандидаты. Сама программа не обсуждается (народ ее уже выбрал), обсуждается только способность ее выполнить именно этим кандидатом и его командой (министры обороны и иностранных дел, глава СБУ, будущие члены нац- и набсоветов). Наберут они 50% + 1 голос — станет кандидат президентом.
Сложно? Да. Долго? Не спорю. Технически невыполнимо? Не согласен. Лично вам никто и ничто не мешает провести такие выборы для себя одного. Открыть Конституцию, задуматься, какие и зачем нужны налоги, перечитать программы кандидатов. Сопоставить написанное с личностями авторов. Полтора месяца в запасе — можно успеть. А потом еще пять лет контролировать выполнение: придирчиво и безжалостно.
Новости партнеров