Конфликт уладят до суда

Сегодня уже понятно, что на самом деле Киев и Москва не особо стремились достичь компромисса в вопросе поставок газа и его транзита через территорию Украины в ходе переговорного процесса.

Предлагаемые «Газпромом» скидки поверх отмены экспортной пошлины натолкнулись на стремление «Нафтогаза» изменить действующий контракт. Вместе с тем при сохранении угрозы арбитражного разбирательства внесение коррективов в контракт могло ослабить позиции российского монополиста, если бы Киев впоследствии все-таки обратился в Стокгольм.

В свою очередь, Украина подозревала «Газпром» в попытках держать ее на крючке, используя механизмы корректировки контрактной цены в одностороннем порядке. Уровень взаимного недоверия делал достижение удобоваримых договоренностей делом крайне сложным, если не безнадежным.

Самой заинтересованной стороной в достижении компромисса был и остается ЕС, который может столкнуться с вполне реальной угрозой «холодомора» при срыве транзита зимой. А такая угроза вполне реальна, если до середины июля не возобновится закачка газа в украинские хранилища (ПХГ).

Понятно, что сторонам придется искать временное решение, поскольку разбирательство в Стокгольме может растянуться на месяцы. Непонятна позиция «Нафтогаза», заявившего о готовности оплатить задолженность исходя из расчета $326/тыс. м3 — это нечто среднее между $385/тыс. м3 (то есть цена по правилам действующего контракта при отмене экспортной пошлины РФ) и $268,5 (цена со скидкой, которая действовала в первом квартале 2014 года).

С моей точки зрения, $326/тыс. м3 не имеет рыночной природы. Разумнее было бы обсуждать установление стоимости исходя из принципа netback (чистая цена реализации). Применимо к нашей ситуации эта формула выглядит так: средняя цена «Газпрома» для рынков ЕС минус транспортировка через территорию Украины. Как известно, «Газпром» на этот год заявлял о средней цене $372/тыс. м3. При вычете транзита через Украину получаем около $342–345/тыс. м3.

Очевидно, переговоры о взаимодействии продолжатся и в период арбитражного разбирательства. Причина этого не только в отсутствии стопроцентных гарантий выигрыша в Стокгольме, но и в значительной взаимной зависимости стран в вопросах поставок газа.

Если суд состоится, решение арбитража, вероятнее всего, будет компромиссным. Возможно также досудебное урегулирование спора. Подобным путем пошли все европейские компании, которые подавали иски к «Газпрому». Они добивались 10–15%-ной скидки на газ или возможности покупать до 15% газа по спотовым ценам.

Несмотря на начало третьей газовой войны, за ней неизбежно последует очередной газовый мир или, по крайней мере, замирение. Причина банальна — труба соединяет Россию, Украину и ЕС. И договариваться придется до тех пор, пока в ее использовании будут нуждаться Москва, Киев и Брюссель.

Читайте также