Вопрос оптики
Знакомая, три года назад уехавшая в Нидерланды и очень быстро втянувшаяся в местные реалии, делится переживаниями по поводу последних украинских событий: «Что вы творите? Христиане-славяне убивают друг друга, а цветным это только на руку! Неужели вы не понимаете, кто выиграет от всего этого?». В Голландии она неожиданно для себя стала чуточку расисткой. Ничего особо удивительного: в группе эмигрантов, изучающих нидерландский, она — единственная белая.
Бабушка, пережившая войну на оккупированной территории в забытом богом закутке Херсонской области, не скрывала, что «при немцах» ей жилось гораздо лучше, чем «при большевиках». Бабушка была из кулацкой семьи, и то, что в 30-е годы проделала советская власть с ее родственниками и такими же кулаками-односельчанами, не шло ни в какое сравнение с немцами, которые всего-то «несколько комиссаров расстреляли, а людей не трогали». Несколько лет в оккупации действительно запомнились ребенку как относительно спокойные.
В родном Николаеве в бурные зимние дни местный публицист сокрушался: была «донецкая» власть, станет «бандеровская» — а мы, земляки, кто мы в этом потоке? Мы ни за тех, ни за этих, мы — николаевцы, и нас эти «пришельцы» уже просто достали, хотя ничего мы с ними поделать не можем, приходится мириться. Но можно ли в этом всем дурдоме просто быть за самих себя и свой город?
Все трое, каждый по-своему, поплатились за то, что думали не так, как большинство. Голландскую знакомую на «Фейсбуке» обозвали дурой, земляка-публициста — окрестили местечковым приспособленцем, а бабушка пятьдесят лет заставляла себя не ударяться в воспоминания о детстве и молодости.
А ведь дело в том, что отношение к войнам и революциям — это еще и вопрос оптики. Кто-то готов разглядывать все человечество в телескоп («чертов гуманист и либераст!» — подсказывает возмущенное большинство), кто-то наблюдает Украину в подзорную трубу из Антверпена («вот и сиди там со своими советами!»), кто-то под микроскопом изучает собственные царапины, ужасаясь глубине порезов («шкурник и предатель Родины!»). А кто-то лишь ненадолго поднимает перископ и снова уходит на дно («ты ведешь себя, как страус!»), и я уж молчу о тех несчастных, кто забыл снять розовые очки.
Красивое слово «эмпатия» на войне равнозначно слову «поражение», и странно требовать от граждан воюющей страны умения принимать чужую точку зрения. Только в мирное время можно позволить себе экспериментировать с линзами в тубусе — это расширяет кругозор и развивает воображение, в военное есть риск засмотреться-зазеваться и получить пулю. Да и нет в военное время более важного оптического прибора, чем прицел.
Но это еще не значит, что чьи-то другие оптические приборы безнадежно сломаны. Просто в данный конкретный момент они неэффективны и даже опасны для своих владельцев, но так тоже будет не всегда. И на поклонников прицелов еще совсем недавно смотрели не столько с опаской, сколько со снисходительным сожалением.